Что мешает развитию 4G в России?
21.09.2010 | admin

Огромные перспективы четвертого поколения мобильной связи очевидны. Услуги передачи данных занимают все большую долю в доходах операторов, мобильный Интернет становится востребованной услугой. Но каково настоящее и будущее у этой технологии в России?

На этот вопрос постарались ответить участники конференции «Сотовая связь в России: потребители готовы к 4G», которую провела информационная группа Finam.ru.

По мнению экспертов, технологии четвертого поколения сотовой связи в России постепенно развиваются, однако строительство сетей сдерживается как дефицитом частотного спектра, так и зачастую неразвитой инфраструктурой.

Ведущий консультант J'son & Partners Consulting Виталий Солонин отмечает, что 4G – это маркетинговое название, под которым обычно принято понимать технологии мобильного WiMAX и LTE, которые (при прочих равных) обеспечивают примерно одинаковых характеристики интернет-канала. «"Большая тройка", на мой взгляд, выберет плавную эволюцию через технологию HSPA+, хотя если будет возможность развивать сети LTE (прежде всего, будет доступен частотный ресурс), то и сети LTE в наиболее густонаселенных регионах с хорошим платежеспособным спросом. Тарифы будут зависеть от конкретной ситуации в том или ином регионе, но они не будут низкими, так как операторам придется "отбить" значительные инвестиции в сети», – считает эксперт.

LTE гораздо «удобнее» с точки зрения использования его действующими операторами GSM/UMTS, утверждает руководитель управления инновационных проектов i-Free Innovations Георгий Замышляев: «Что до тарифной политики, технология – не единственный критерий выбора мобильного оператора, хотя и важный для многих. Думаю, тарифная политика будет идти "намеченным курсом", то есть принципиальных скачков цен ни в ту ни в другую сторону мы не увидим».

На сегодняшний день 4G (WiMAX) в России развивают такие операторы, как Yota, «Синтерра», FreshTel, «Новые телекоммуникации», однако эти сети пока довольно скромные по своим масштабам и представлены преимущественно в столице. Основной причиной задержки внедрения 4G в России участники конференции называют дефицит у потенциально крупных игроков необходимого частотного ресурса под LTE и нерасторопность российского регулятора в плане реформирования законодательства о частотном регулировании. «Если говорить о строительстве сетей 4G далее 30-километровой зоны от крупных городов, то это операторам делать, как правило, не выгодно. Там, прежде всего, обычно отсутствует транспортная телекоммуникационная инфраструктура или ее качество абсолютно не соответствует 4G. Поэтому стоимость доставки трафика в небольшие города и села будет для оператора слишком большой, и он не сможет доказать своим акционерам перспективность идеи выхода в места с низкой плотностью населения», – считает г-н Солонин. По его мнению, «полноценные коммерческие сети LTE появятся в России не ранее 2012 года, когда будут более или менее урегулированы вопросы с частотами, появятся первые LTE-телефоны и модернизирована транспортная инфраструктура».

Аналитик Банка Москвы Кирилл Горячих добавляет, что большинству операторов требуется модернизация опорных сетей в целях увеличения пропускной способности, что потребует немало времени и средств: «Текущая инфраструктура была создана в 90-е годы (у МРК, которые будут присоединены к «Ростелекому», еще раньше) для передачи голоса и базируется, главным образом, на медных и радиорелейных каналах, что не позволяет предоставлять услуги мобильного интернета на высоких скоростях. Во многих городах Европы, например, нет 4G, при этом скорости интернета намного выше». По мнению г-на Горячих, для оценки выгодности капиталовложений в модернизацию сетей операторам надо точно представлять, какой будет спрос на данные услуги, и, возможно, пока отсутствует понимание касательно окупаемости инвестиций.

Что касается контента и дополнительных услуг мобильной связи, то Константин Каменев, руководитель отдела мобильных решений ИК "Финам", отмечает, что постепенно уходит в прошлое основной драйвер роста VAS – кастомизированный контент. Уходит wap и не оправдавшие надежд операторов MMS. На смену приходит мобильный интернет, микроплатежи. «Я думаю, что нас ждет рост сервисов использующих NFC, начиная с самых простых – оплаты проезда в транспорте при помощи мобильного устройства». С ним согласен и Виталий Солонин, также ожидающий роста в сегментах мобильного Интернета и мобильных платежей.

Кирилл Бахтин, аналитик ТКБ Капитал, говорит, что если мобильные абоненты в России сейчас активно используют новостные порталы, социальные сети и поисковики, то в Западной Европе и США на первое место в контент-услугах уже вышли музыкальные и игровые порталы – мобильные развлечения, потребляющие большой объем трафика. «Различие можно объяснить более долгим опытом использования мобильных развлечений у западных абонентов и ценовой доступностью адаптированных для этого устройств, таких как i-Phone. В ближайшее время в России мы будем видеть изменение предпочтений и у российских абонентов, в первую очередь среди молодежи и людей среднего возраста», – прогнозирует аналитик.

Относительно мобильного телевидения эксперты высказали мнение, что рост этого сегмента возможен, но в весьма отдаленной перспективе. «В долгосрочной перспективе мобильное телевидение может стать более популярным, чем сейчас, – отмечает г-н Солонин. – До этого времени операторам придется решить множество проблем – выбор стандарта, насыщение рынка соответствующими телефонами, разработка бизнес-моделей, поиск дополнительных частот и пр. По сетям 4G возможна доставка "тяжелого" мультимедийного контента с большим успехом, чем в случае 3G, и в этом плане потенциал сетей LTE в отношении интерактивного мобильного телевидения выше. Тем не менее, в краткосрочной, а возможно и в среднесрочной перспективе вряд ли стоит ожидать бурного всплеска в сегменте мобильного ТВ». А Георгий Замышляев, вообще полагает, что мобильное телевидение «умрет, не родившись», и уступит место видео по запросу.

В целом, эксперты отмечают смещение конкурентной борьбы с непосредственно услуг передачи голоса в область дополнительных услуг. Это в обозримом будущем повлечет за собой конфликт: операторы будут стараться предлагать абонентам VAS, которые приносили бы оператору доход, а абоненты будут стремиться получить от оператора канал, с помощью которого все дополнительные услуги можно было бы получить бесплатно через Интернет. операторы. «Скорее всего, операторы предпримут непопулярные меры, например, введут разные тарифы на разный вид трафика. Мотивация здесь может быть такая – резкий рост так называемого сигнального трафика сильно нагружает сети и приводит к деградации качества услуг. Такая проблема действительно существует сейчас в мире», – отмечает Виталий Солонин. По материалам Finam.ru

Просмотров новости: 41  


-->