Проводной и беспроводный ШПД: каннибализация или взаимодополнение?
17.12.2009 | admin

По прогнозам аналитиков J’son & Partners, к концу 2010 г. до 5% пользователей фиксированного ШПД мигрирует в мобильные сети (3G и мобильный WiMAX), отказавшись от стационарного доступа, однако большая часть абонентов (более 50%) будет пользоваться как фиксированным, так и мобильным доступом.

Компания J’son & Partners Consulting представляет результаты обновленных исследований российского рынка проводного и беспроводного широкополосного доступа.

По данным аналитиков, крупнейшими игроками на российском рынке Wi-Fi являются компании «ВымпелКом» и «Комстар-ОТС». Городская сеть «Билайн WiFi» в Москве насчитывает порядка 15 тыс. точек Wi-Fi, из которых более 10 тыс. жилых домов и офисов, 19 кинотеатров, 900 кафе и ресторанов, 30 торговых центров, а также аэропорты. Число зарегистрированных российских пользователей Wi-Fi-сети «Комстар-Fon» достигло 2 тыс., а общее число «хот-спотов» Fon в Москве достигло 5 тыс. В регионах сети Wi-Fi развиваются слабо, число точек доступа невелико. В целом технология Wi-Fi является, скорее, дополняющей другие технологии ШПД (как проводные, так и беспроводные) и используется преимущественно в домашних и корпоративных сетях для покрытия ограниченных территорий.

На российском рынке мобильного WiMAX доминирует компания «Скартел» (торговая марка Yota), которая обслуживает более 255 тыс. активных коммерческих клиентов в городах присутствия (Москва, Санкт-Петербург и Уфа) и ежедневно увеличивает абонентскую базу в среднем на 2,3 тыс. человек. Yota – это один из крупнейших WiMAX-операторов в мире. Американский провайдер Clearwire обслуживает порядка 173 тыс. абонентов, малазийская компания PacketOne – более 130 тыс. абонентов, а японская UQ Communications планирует к концу 2009 г. подключить к мобильным сетям WiMAX 300 тыс. абонентов.

В настоящее время практически все регионы России охвачены сетями 3G в стандарте UMTS, однако в некоторых из них сети еще не запущены в коммерческую эксплуатацию. В большинстве регионов сигнал с базовых станций доступен лишь в центральных районах крупных городов; по мере развития сетей будут охвачены все новые и новые территории. В Москве сети 3G/UMTS работают только в режиме indoor (внутри помещений); запуск таких сетей в режиме outdoor (вне помещений) ожидается в конце 2009 – начале 2010 года. Сети 3G в стандарте CDMA 1 x EV-DO развивает «Скай Линк» (32 региона) и ряд региональных операторов («Байкалвестком», ЕТК и др.).

Рынок фиксированного WiMAX находится в «подвешенном состоянии», развиваются только крупнейшие проекты (например, «Энфорта», 68 городов присутствия). Часть игроков планирует использовать мобильную версию WiMAX. Рынок проводного ШПД На конец I полугодия 2009 г. около 23,6% всех российских домохозяйств (12,4 млн.) имели проводной широкополосный доступ в Интернет (ШПД), рост рынка составил 111%. Большая часть домашних подключений (60%) географически находится за пределами двух столиц и их областей. В 2008 г. средние затраты домашних пользователей ШПД составили 320 руб./мес. (в I полугодии 2009 г. – 300 руб./мес.) Дальнейшее снижение тарифов провайдерами в регионах приведет к постепенному падению ARPU (на 3-7% в год) – до 250 руб./мес. к 2013 г. Общий объем российского рынка домашнего ШПД в 2008 г. составил 33,4 млрд. руб. Ежегодный прирост количества домашних широкополосных подключений (в размере 15-30%) будет основным фактором роста рынка – ожидается, что к 2013 г. его общий объем превысит 90 млрд. руб. Конкуренция или взаимодополнение? В настоящее время только технологию WiMAX можно рассматривать как полноценно конкурирующую с проводными технологиями ШПД. Эта тенденция будет наиболее ярко выражена в тех регионах, где низкий уровень проникновения ШПД обусловлен сильной монополизацией рынка и высокими тарифами. До прихода операторов мобильного WiMAX в таких регионах эту нишу в частном сегменте будут занимать сотовые операторы, которые предоставляют услуги мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE, а также операторы фиксированного беспроводного доступа WiMAX/preWiMAX. В регионах, где цены на проводной ШПД сравнительно высоки и при этом построены сети 3G, МТС и «Мегафон» начинают конкурировать с фиксированными Интернет-провайдерами. «Вымпелком» рассматривает мобильный Интернет как дополнение к фиксированному, но в регионах, где конкуренция обострена, компания выводит на рынок тарифы, конкурирующие с проводными операторами.

При выводе услуги мобильного WiMAX на рынок возможны два основных варианта бизнес-моделей – прямая конкуренция с фиксированными операторами и конвергентные («дополняющие») предложения. Первая схема используется, как правило, молодыми компаниями, которые не обременены унаследованными технологиями проводного доступа. Вторая модель приемлема для операторов, которые развивают конкурирующие технологии (как проводные, так и беспроводные) в рамках группы компаний или холдинга. Наиболее яркие представители первой и второй моделей – это Yota и «Комстар-ОТС», соответственно.

По мнению J’son & Partners Consulting, возможны оба варианта развития ШПД – миграция части абонентов из фиксированных сетей в мобильные с полным отказом от стационарного доступа в Сеть и расширение услуг проводного доступа в мобильное/квазимобильное пространство (сочетание стационарного и мобильного/кочевого доступа). Прогнозы и перспективы Какой из трендов будет доминировать (миграция или взаимодополнение), будет во многом определяться действиями ведущих игроков на конкретном локальном рынке. Если «новые» операторы мобильного WiMAX усилят свою активность и начнут агрессивно продвигать свои услуги на рынке, активно расширять географию своего присутствия, внедрять новые интересные сервисы, то не исключен заметный переток абонентов в мобильные сети и некоторое перераспределение доходов. Однако, если холдинговым структурам (МТС, «ВымпелКому» и в будущем, возможно, «Связьинвесту»), удастся вывести на рынок интересные конвергентные предложения (FMC) для пользователей фиксированного доступа и снизить тарифы на проводной ШПД, не исключено, что большая часть пользователей останется в фиксированных сетях и будет по мере необходимости пользоваться мобильным доступом. Собственно, такая модель доминирует и сейчас: абоненты мобильного Интернета – это, в основном, одновременно и пользователи фиксированного доступа в Сеть. Рынок мобильного интернет-доступа на базе 3G и GPRS/EDGE составил в 2008 г. 20,4 млрд. руб., по итогам 2009 г. J’son & Partners Consulting прогнозирует его рост на 43,6% до 29,3 млрд. руб. При этом темпы роста доходов в сегменте фиксированного проводного ШПД в домашнем сегменте будут немного ниже. По нашим оценкам, они вырастут до 47,5 млрд. руб. – на 42% по сравнению с показателем 2008 г. (33,4 млрд. руб.). Доля мобильного WiMAX по итогам 2009 г. на рынке мобильного интернет-доступа составит приблизительно 3-5%.

По оптимистичному сценарию J’son & Partners Consulting, абонентская база мобильного WiMAX в России достигнет к концу 2010 г. почти 1,7 млн. Мы считаем, что примерно до 2015 г. эта технология имеет хорошие перспективы, но затем ей придется конкурировать с LTE.

Просмотров новости: 103  


-->