Повороты на магистралях
08.10.2009 | admin

На российский рынок магистральных каналов кризис оказал минимальное влияние; перспективы роста видят все его основные игроки, и даже обострение конкуренции, повлекшее резкое падение цен, они рассматривают как локомотив дальнейшего развития.

Форум Capacity Russia 2009, собравший на этой неделе в Москве операторов из разных стран мира, показал, что в России на рынке магистральных каналов никто в этом году особо не пострадал, а иные очень в выигрыше. Интересно, что Frost&Sullivan оценивает картину российского магистрального рынка в 2009 г. весьма сдержанно. Татьяна Толмачева, директор по развитию бизнеса в России и СНГ Frost&Sullivan, отметила, что на канальном рынке два квартала подряд идет серьезное снижение; на рынке IP-транзита – стагнация; у некоторых магистральных операторов емкость уже на исходе; наконец, кризис усложнил привлечение инвестиций в модернизацию сетей. Однако в ответе на вопрос аналитика: "Можно ли считать сложившуюся ситуацию следствием кризиса и в ближайшее время положение выправится – или произошло некое насыщение рынка и ожидать его дальнейшего роста не приходится?", конкуренты оказались едины: ни то, ни другое.

Родион Левочка, директор по маркетингу ОАО "Ростелеком", отметил: "Если говорить о влиянии кризиса на рынок в целом, то, на наш взгляд, оно выражается в обострении конкуренции. Отдельные сегменты, которые были перечислены, могут стагнировать, замедлять свой рост или переходить из монетизируемого рынка в немонетизируемый. В частности, ряд операторов строят собственные сети и переходят на свои магистральные каналы, за счет чего в монетарном выражении объем рынка снижается. С другой стороны, по нашим оценкам, весь рынок продаж в России вырос на 2%, в том числе за счет восполнения потери части монетарного рынка по аренде каналов или в пропуска транзитного трафика с сегментами IP-транзита и прочими услугами, которые на этом рынке существуют. А вот обострение конкуренции ведет к тому, что происходит передел рынка, и это вполне закономерная ситуация. Поэтому, как бывший монополист, мы можем констатировать, что по первому полугодию этого года мы зафиксировали снижение выручки в межоператорском сегменте на 0,1%. В целом для того, чтобы назвать это влиянием кризиса, эффект крайне незначительный. Это следстви нарастающей конкуренции на этом рынке. При этом перераспределилась структура доходов: в первом полугодии мы показали существенный рост в IP-транзите. На этот рынок "Ростелеком" вышел не как монополист, одним из последних магистральных операторов и конкурирует с другими операторами на рыночных условиях. Сегодня мы констатируем, что занимаем в IP-транзите доминирующее положение, и это один из основных сегментов роста или сохранения выручки в межоператорском бизнесе и для "Ростелекома", и для давно присутствующих операторов на этом рынке."

Валерий Ростокин, вице-президент по международным продажам ТТК признал, что кризис несколько скорректировал бизнес компании на внутреннем рынке, что связано с корректировкой бизнеса заказчиков. Но в то же время происходит постепенное наращивание трафика и рост запросов в адрес компании на международном сегменте. "Влияние кризиса в общей совокупности продаж вполне предсказуемо, – заметил В. Ростокин. – У нас предусмотрена гибкая система планирования, компания идет достаточно ровно, и мы ожидаем вполне успешного выполнения плана по доходам на этот год."

Виталий Слизень, генеральный директор ЗАО "Синтерра", сразу обозначил границу между вчерашним и сегодняшним днями магистрального рынка: "Долгие годы Ростелеком" и ТТК делили этот рынок пополам, и в то время можно было говорить про кризис. После того, как пришел третий игрок – это мы – ситуация изменилась. За 9 месяцев этого года мы примерно в два раза увеличили продажи по аренде каналов. В прошлые годы каналы мы предоставляли в основном для "РТКомма", с переходом которого к "Ростелекому" эту выручку нужно было восполнить – и мы ее не только восполнили, но и увеличили. По IP VPN у нас объем рынка вырос в шесть раз за первое полугодие."

"Синтерра" – главный "виновник" обострения конкуренции на магистральном рынке. Политику ценообразования при сдаче каналов в аренду В. Слизень сравнил с подходом в нефтянке: "Вопрос – чем торгуем, нефтью или бензином? Если нефтью, то нужно снижать цены. Мы торгуем нефтью как неочищенным продуктом (каналами) в неограниченном количестве, поэтому все, кто хочет – пожалуйста, арендуйте. Поэтому считаю, что кризис с точки зрения магистралей отсутствует, объем рынка огромный. Другое дело, что надо переходить постепенно от аренды каналов в сторону предоставления услуг сетей распространения контента CDN. Кто первый до этого дозреет, тот и съест будущий пирог."

Андрей Патока, вице-президент ОАО "Вымпелком", развернул предложенную В. Слизенем метафору: "Мы – компания, которая продает билеты на автобус, который пользуется бензином. В пищевой цепочке к карману клиента мы стоим на первом месте. Наверное, взгляд на всю эту ситуацию таких компаний, как наша, очень интересен, потому что в конце концов если не будет желающих ехать в этом автобусе – и нефть никому не будет нужна. Поэтому, говоря о тенденциях 2009 г., я хотел бы сказать, что меняется вся картина рынка магистральных каналов в России, это очень важно. В целом 2009 г. доказал, что рынок телекома в России очень устойчив, несмотря на кризис. Трафик конечных пользователей продолжает расти и локомотивом этого роста являются сотовые сети, которые продолжают наращивать абонентскую базу, а абоненты этих сетей продолжают говорить. Для того, чтобы модель продажи магистральных каналов хорошо сработала в России, необходимо, чтобы операторы, которые этим занимаются, поняли, что их место в этой пищевой цепочке в том, чтобы обеспечить ускоренный прирост абонентской базы. Если при этом оператор диверсифицированный (как "Вымпелком"), то эта модель априори успешна, потому что мы являемся и поставщиком услуг магистральных каналов, и одновременно их потребителем."

Малин Френнинг, президент TeliaSonera International Carrier, также выделила такие тенденции российского магистрального рынка в 2009 г., как рост объемов, обострение конкуренции, значительное снижение цен, практически удвоение интернет-трафика между Россией и Европой. "Поэтому бизнес есть, какая стагнация, о чем Вы? – удивилась М. Френнинг. – Более того, я вижу, что Россия начинает становиться важным транзитным путем между Европой и Азией, а это важно в стратегическом плане, не только для операторов, но и для других отраслей."

При всей оптимистичной оценке своего бизнеса в 2009 г., магистральные операторы признают, что маржинальность рынка выделенных каналов, рынка IP-транзита будет стремиться к нулю из-за падения цен. При этом его объемы продолжат расти высокими темпами. Как сохранить эффективность бизнеса, где новые точки роста? "Синтерра" видит свое будущее в CDN, "Ростелеком" – в выходе на рынки приграничных государств и в первую очередь СНГ, "Вымпелком" – в увеличении абонентской базы, в оказании услуг операторам, работающим в других странах мира (где присутствует "Вымпелком")… Так или иначе каждый оператор готовится к новым поворотам бизнеса на своих магистралях, о чем более подробно мы расскажем в декабрьском выпуске журнала "ИКС", в теме номера "Конкуренция на высоких скоростях".

Лилия Павлова

Просмотров новости: 53  


-->