У СЗТ заработал IP-телевизор
21.02.2006 | admin

Межрегиональный оператор "Северо-Западный Телеком" приступил к тестовым испытаниям одной из услуг Triple Play – IP-телевидения (IPTV). В качестве пилотного региона был выбран Великий Новгород, где опытная площадка развернута на базе местного филиала компании СЗТ и ее провайдерских дочек.

Напомним, что одним из главных объявлений СЗТ на завершившейся на прошлой неделе выставке "Норвеком-2006", помимо нового проекта "Авангард", был анонс начала развития услуг NGN, включая Triple Play (напомним, что под этим обычно подразумевают доставку услуг передачи данных, видео и голоса до абонента из "одной розетки" и по единой технологии, включая биллинг). В частности, перспективам развития этого направления были посвящены доклад топ-менеджеров СЗТ на предваряющей "Норвеком" специализированной конференции. Как выяснилось в дальнейшем, компания приступила уже к практическим шагам, и первой здесь стала технология IPTV. Напомним, что в ее рамках видеосигнал передается посредством оптоволоконной сети или витой пары до конечного пользователя, при этом канал должен обладать скоростью передачи данных не менее 4,5 Мбит/с для обеспечения качественного изображения. Данная технология позволяет расширить понятие кабельного ТВ до интерактивного сервиса. На базовом уровне здесь подразумеваются такие функции, как "картинка в картинке", разделение экрана на несколько частей, описание всех телепередач, возможность включения "серфинга" (перемещения с определенным интервалом времени) по различным каналам. В качестве абонентского оборудования используются телевизионные приставки (так называемые set-to-box), которые подключаются с одной стороны к сети оператора, а с другой – к телеприемнику или компьютеру. Стоимость такого оборудования на сегодняшний день составляет около $250. На стенде СЗТ было представлено оборудование Amilo, которое уже сертифицировано для использования в России.

Помимо просто "телевидения с расширенными возможностями", СЗТ также тестирует такие сервисы, как Video-on-Demand (видео по запросу) и "Виртуальный кинотеатр". С помощью VoD пользователь сможет заказывать трансляцию того или иного фильма на определенный промежуток времени – по сути, это услуга аренды фильма, причем это можно сделать на день, неделю или приобрести в постоянное владение. "Виртуальный кинотеатр" предполагает трансляцию определенного фильма в определенный промежуток времени – "сеанс", на который пользователь может заказать "билет". К каждому фильму предлагается описание и трейлер.

Первые испытания IPTV СЗТ организовал на своей базе в Великом Новгороде. Одним из факторов для выбора этого города стало наличие здесь активов СЗТ – компаний "Новгород Дейтаком" и "Новгород Датаком", в том числе занимающихся развитием районных сетей, которые охватывают практически весь город (напомним, что эти компании были приобретены СЗТ в начале 2005 г., см. выпуск новостей от 10 февраля 2005 г.). Наличие доступа по общегородской Ethernet-сети позволяет СЗТ предлагать услугу IPTV без существенной модернизации основных телекоммуникационных мощностей местного филиала "Новгородтелекома". "Наша сеть в Великом Новгороде охватывает 40 тыс. абонентов по технологии "оптика до квартиры". Рабочий прототип системы, который будет запущен в Новгороде, предусматривает предоставление трех базовых услуг: "ТВ трансляции", "Домашний кинотеатр" и "Видео по запросу", которые будут поочередно запущены начиная с весны этого года", – рассказывает начальник отдела внутрикорпоративных коммуникаций и связей с общественностью ОАО "СЗТ" Наталья Назарова.

Сейчас компания также развертывает опытные зоны IPTV в Петербурге и Ленинградской области. Одним из способов доставки станет технология ADSL, масштабный запуск которой под брендом "Авангард" по всему региону был анонсирован на "Норвекоме". Напомним, что компания будет использовать вариант ADSL2+, которая теоретически позволяет достигать скорости передачи данных до 24 Мбит/с. Кроме того, напомним, что сейчас все новые подключения абонентов к телефонной сети общего пользования, проводимые СЗТ в Петербурге в районе новостроек, проводятся по технологии fibre to the home – когда в каждый дом организуется оптоволоконный канал. В качестве контент-провайдера СЗТ выбрала компанию Synterra-Media – новый проект альянса операторов Synterra (напомним, что в него входят столичные операторы "Комет", "РТКомм.РУ" и "Телеком-Центр", а также петербургский "ПетерСтар". Провайдер поставляет контент в виде определенных телеканалов и фильмов, системы управления и биллинга, а СЗТ выполняет функцию транспортировки услуг до конечного пользователя. Подробности договоренностей не раскрываются, но известно, что сейчас поставки контента идут в тестовом режиме и не являются полноценной реализацией полного набора услуг, которые будут доступны при коммерческом запуске. "Новые услуги позволяют избежать привязки исключительно к передаче голосового трафика внутри нашей сети. Кроме того, новые технологии позволят нам использовать медную пару с большим эффектом. Вероятнее всего, на следующем "Норвекоме" на нашем стенде главное место займет именно IP-телевидение. Кроме того, мы уже готовимся к конкуренции с существующими операторами кабельного телевидения", – комментирует главный специалист отдела организации продаж компании "Северо-Западный Телеком" Борис Карлов.

По оценке других игроков рынка, запуск IP-телевидения является позитивным шагом в развитии компании. "Инициатива интересная, и для телефонного монополиста это верный шаг. Ведь кто-то должен быть первым, и интерес к таким услугам со стороны столь серьезного игрока подтолкнет рынок в сторону серьезного развития", – отмечает руководитель отдела продаж компании "Объединенные сети" Дмитрий Петров. Что касается других крупных игроков, то они в будущем также собираются вводить услуги Triple Play. "Мы рассматриваем сейчас возможность внедрения таких услуг для наших клиентов, но о конкретных планах говорить пока рано. У нас нет и коммерческой модели работы в этом сегменте", – отмечает коммерческий директор компании "Северен Телеком" Денис Смирнов. "На данный момент услуга IP-телевидения находится в тестовой эксплуатации. Ориентировочно до конца 2006 года она будет запущена в коммерцию. Мы уже не являемся первопроходцами в данном отношении, поэтому торопиться здесь не имеет смысла – посмотрим, как отреагирует рынок на первые инициативы", – говорит менеджер по рекламе и PR компании "ПетерСтар" Алина Карпиченко. Отметим, что сегодня комплекс услуг Triple Play, таких как передача видео, голоса и данных по одной сети посредством IP-телефонии, у компании "ПетерСтар" доступны для корпоративных абонентов. Предлагать полный комплекс услуг для частных пользователей компания не планирует.

Еще одной компаний, которая в этом году намерена запустить в коммерческую эксплуатацию услуги Triple Play, является "Корбина Телеком". Сегодня тестирование услуг проводится в Москве, по окончании процесса запуск в коммерцию пройдет везде, где работает компания. "Сложность услуг Triple Play заключается не в их запуске, а в том, чтобы организовать саму инфраструктуру, включающую биллинг, портал и т. п. Необходимо, чтобы услуги были удобны в использовании для абонентов", – считает руководитель петербургского филиала компании "Корбина Телеком" Денис Куликов. "Мы уже рассматривали возможность предоставления нашим клиентам такой возможности. Но здесь существует несколько подводных камней, о которых следует помнить. Во-первых, оборудование для приема-передачи сигнала пока еще обладает достаточного высокой ценой. Во-вторых, необходимо чтобы на рынке было несколько контент-провайдеров – для обеспечения пользователей качественным выбором. Можно ожидать, что оборудование, как это когда-то произошло на рынке со спутниковым ТВ, существенно подешевеет и на рынке появится несколько контент-провайдеров, и тогда мы, разумеется, также предложим нашим клиентам подобную услугу", – резюмирует коммерческий директор компании "Матрикс Сетевые Решения" Ольга Мокина.

Виктор Логинов

Наталья Чумарова

Просмотров новости: 6  


-->