Инструкция по контролю лицензируемой деятельности в области связи
18.10.2003 | admin

Приказ № 11 от 03.03.1999 г.

Об утверждении инструкции по контролю лицензируемой деятельности в области связи

В целях регулирования деятельности органов службы Госсвязьнадзора России при осуществлении контроля лицензируемой деятельности в области связи операторов связи всех форм собственности приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по контролю лицензируемой деятельности в области связи (прилагается).

2. Начальникам управлений Главгоссвязьнадзора России и региональных управлений Госсвязьнадзора России принять инструкцию к руководству и исполнению.

3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Начальника Главгоссвязьнадзора России Осипова В.Г.

Начальник Н.А.ЛОГИНОВ

Инструкция по контролю лицензируемой деятельности в области связи

1. Настоящая Инструкция имеет целью установление порядка осуществления государственного надзора:

1.1. За наличием у операторов связи всех форм собственности лицензий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) на предоставление услуг связи.

1.2. За соблюдением лицензиатами всех форм собственности условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями Госкомсвязи России на предоставление услуг связи.

2. Настоящая Инструкция направлена на обеспечение единого подхода органов службы государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзора России) к выполнению возложенных на них функций согласно п. 1 и представляет собой документ, предназначенный для использования государственными инспекторами органов Госсвязьнадзора России.

Основаниями для настоящей Инструкции и для выполнения Госсвязьнадзором России работ по п. 1 являются Федеральный закон «О связи» от 16.02.95 N 15-ФЗ, Федеральный закон «О почтовой связи» от 09.08.95 N 129-ФЗ, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.92 N 2300-1 (ред. от 09.01.96), Положение о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 15.11.93 N 1156, Положение о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 642, Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 643, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.94 N 1359 «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, лицензии Госкомсвязи России на предоставление операторами услуг в области связи и другие законодательные и нормативные акты.

3. Настоящая Инструкция устанавливает порядок действий органов Госсвязьнадзора России в соответствии с указанными в п. 2 нормативно – правовыми актами на следующих этапах:

3.1. Регистрации лицензиата в органах Госсвязьнадзора России после получения им лицензии Госкомсвязи России на предоставление услуг связи, осуществляемой на основе Порядка регистрации лицензиатов органами Госсвязьнадзора России (приложение 1).

3.2. Проведения в течение всего срока действия лицензии проверок лицензируемой деятельности оператора связи в процессе предоставления им услуг связи (включая контроль за сроками начала и окончания предоставления услуг согласно лицензии) на основе Порядка осуществления проверок лицензируемой деятельности операторов связи (приложение 2).

По результатам регистрации региональные управления Госсвязьнадзора России выдают Свидетельства о регистрации лицензиата по форме приложения 3, а Главное управление государственного надзора за связью в Российской Федерации (Главгоссвязьнадзор России) выдает Свидетельства о регистрации лицензиата по форме приложения 4.

В случае необходимости органы Госсвязьнадзора России направляют лицензиату Предписание о регистрации лицензиата (приложение 5) в органах Госсвязьнадзора России.

Порядок организации и проведения контроля лицензируемой деятельности операторов, сети которых согласно лицензиям охватывают более одного региона Российской Федерации, представлен в приложении 6, а Порядок организации и проведения контроля лицензируемой деятельности оператора, предоставление которым услуг связи по лицензии не производится в регионе, где этот оператор зарегистрирован как юридическое лицо, представлен в приложении 7. Порядок действий органов Госсвязьнадзора России после проведения проверки лицензируемой деятельности оператора связи представлен в приложении 8.

4. В настоящем пакете документов по контролю органами Госсвязьнадзора России лицензируемой деятельности операторов связи (Инструкция и приложения к ней) применяются следующие основные термины с учетом Федеральных законов «О связи» и «О почтовой связи», а также Гражданского кодекса Российской Федерации:

4.1. Ведомственные сети связи – сети электросвязи министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, создаваемые для удовлетворения производственных и специальных нужд и имеющие выход на сеть связи общего пользования.

4.2. Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации – комплекс технологически сопряженных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением.

4.3. Выделенные сети связи – сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования в пределах Российской Федерации.

4.4. КоАП – Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

4.5. Коммерческий представитель – любое юридическое или физическое лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателя при заключении им договоров в сфере предпринимательской деятельности.

4.6. Лицензиат – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию Госкомсвязи России на право предоставления услуг связи.

4.7. Лицензия – документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц для предоставления услуг связи.

4.8. Оператор связи – физическое или юридическое лицо, предоставляющее услуги связи.

4.9. Почтовая связь – прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, а также почтовых и телеграфных переводов денежных средств.

4.10. Сети связи – технологические системы, обеспечивающие организацию передачи и приема одного или нескольких видов сообщений связи.

4.11. Сеть связи общего пользования – составная часть взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, открытая для пользования всем физическим и юридическим лицам (кроме случаев, оговоренных Федеральным законом «О связи»), в услугах которой этим лицам не может быть отказано.

4.12. Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее его функции или их часть, в том числе функции представительства.

4.13. Электрическая связь (электросвязь) – передача и прием сообщений по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

5. Согласно указанным в п. 2 законодательным и нормативно – правовым актам, при осуществлении контроля лицензируемой деятельности службы Госсвязьнадзора России имеют право запрашивать у оператора связи:

5.1. Предоставления сведений, которые связаны с его лицензируемой деятельностью по предоставлению услуг связи, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну.

Примечание. Порядок предоставления сведений, составляющих служебную или государственную тайну, определяется законами и ведомственными актами.

5.2. Беспрепятственного допуска государственных инспекторов в любое время в эксплуатационно – технические помещения (на объекты) связи операторов связи, используемые для предоставления услуг связи по лицензии, с целью проверки выполнения оператором условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, а также полноты и достоверности представленных лицензиатом сведений по п. 5.1.

Примечание. Допуск государственных инспекторов осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным для предприятия связи, по спискам, направляемым органами Госсвязьнадзора России.

5.3. Выполнения условий осуществления деятельности в соответствии с принадлежащей ему лицензией Госкомсвязи России.

5.4. Обеспечения возможности проведения проверок качества функционирования средств и сетей связи, осуществляющих предоставление услуг связи по лицензии.

6. Контроль за предоставлением лицензиатом услуг связи, предусмотренных лицензией, в регионах Российской Федерации производят региональные управления Госсвязьнадзора России, а на территории Москвы и Московской области – Главгоссвязьнадзор России. При этом:

6.1. Договор на осуществление контроля лицензируемой деятельности в области связи (примерная форма для регионального управления Госсвязьнадзора России – в приложении 9, а для Главгоссвязьнадзора России – в приложении 10) заключается только с лицензиатом. Договор должен сопровождаться Протоколом соглашения о договорной цене (примерная форма в приложении 11) или Протоколом соглашения о цене (примерная форма в приложении 12).

6.2. Форма Заключения регионального управления Госсвязьнадзора России по результатам проверки лицензируемой деятельности владельца лицензии Госкомсвязи России представлена в приложении 13, а форма Заключения Главгоссвязьнадзора России по результатам проверки лицензируемой деятельности владельца лицензии Госкомсвязи России – в приложении 14. Предписание (приложение 15) оператору связи по результатам проверки его лицензируемой деятельности направляется в адрес лицензиата (допустимо направлять копии этого документа в адреса филиалов и коммерческих представителей лицензиата).

6.3. При выявлении административных правонарушений санкции накладываются в соответствии с действующим законодательством.

Примечания.

  1. При проверке лицензируемой деятельности по обращениям лицензиата, связанным с его потребностями в продлении или переоформлении лицензии, в соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 642, составляется Акт регионального управления Госсвязьнадзора России по результатам проверки лицензируемой деятельности владельца лицензии Госкомсвязи России по форме приложения 16 или Акт Главгоссвязьнадзора России по результатам проверки лицензируемой деятельности владельца лицензии Госкомсвязи России по форме приложения 17. Акты имеют то же содержание, что и заключения.
  2. При осуществлении контроля лицензируемой деятельности лицензиата, представленного коммерческим представителем, правомочность последнего должна определяться Гражданским кодексом Российской Федерации, а также условиями договора, заключенного им с лицензиатом. При этом во избежание факта передачи лицензии вся деятельность, осуществляемая коммерческим представителем и связанная с предоставлением услуг связи согласно лицензии Госкомсвязи России, должна выполняться от имени лицензиата.

7. Порядок взаимодействия Главгоссвязьнадзора России и региональных управлений Госсвязьнадзора России при осуществлении контроля лицензируемой деятельности операторов связи представлен в приложении 18. При этом Главгоссвязьнадзор России осуществляет:

7.1. Формирование и поддержание базы данных полных текстов лицензий Госкомсвязи России на предоставление услуг связи с уточнениями в случае пересмотра, приостановления и прекращения действия лицензий.

7.2. Разработку методических материалов по формированию и поддержанию баз данных лицензиатов и баз данных региональных управлений Госсвязьнадзора России.

7.3. Координацию контроля лицензируемой деятельности лицензиатов, сети которых охватывают более одного региона Российской Федерации.

Указанные в п. п. 7.1 и 7.2 базы данных должны быть едиными для электросвязи, радиосвязи, теле- и радиовещания, а также почтовой связи.

8. Региональные управления Госсвязьнадзора России, а также управления Главгоссвязьнадзора России, осуществляющие контроль (проверки) лицензируемой деятельности на территории Москвы и Московской области, ежегодно составляют планы – графики осуществления такого контроля (проверок) и доводят соответствующие части этих планов до сведения операторов.

Для лицензиатов, сети которых согласно лицензиям охватывают более одного региона Российской Федерации, планы – графики осуществления контроля (проверок) лицензируемой деятельности согласуются с Главгоссвязьнадзором России или с назначенным им головным региональным управлением Госсвязьнадзора России.

Планы – графики контроля (проверок) лицензируемой деятельности утверждаются руководством соответствующих региональных управлений Госсвязьнадзора России, а по Москве и Московской области – руководством Главгоссвязьнадзора России.

9. Оплата работ по контролю лицензируемой деятельности операторов связи производится на основе договоров согласно п. 6.1 в соответствии с утвержденными тарифами. Особенности заключения договоров и оплаты работ органов Госсвязьнадзора России по осуществлению контроля лицензируемой деятельности операторов связи представлены в приложении 19.

Согласно документу «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) организаций связи», утвержденному Министерством связи Российской Федерации 31.08.95, согласованному Министерствами экономики и финансов Российской Федерации 29.08.95 и направленному указанием Главгоссвязьнадзора России от 01.09.95 N 8-у, оплата работ подразделений Госсвязьнадзора России по регистрации, надзору, контролю деятельности организаций связи и инспектированию сетей и средств связи дополнительно включается в себестоимость продукции (работ, услуг) лицензиата.

Оплата работ по регистрации начала строительства, экспертизам законченных строительством объектов связи и других работ органов Госсвязьнадзора России, не входящих в состав работ по контролю лицензируемой деятельности, производится по отдельным договорам.

10. При предоставлении лицензиатами недостоверной информации по запросам органов Госсвязьнадзора России, отказе в допуске уполномоченных сотрудников Госсвязьнадзора России к документам по деятельности оператора, касающимся предоставления лицензируемых услуг связи, препятствиях проведению натурных проверок, в том числе и с допуском на объекты связи оператора, предоставлении услуг связи по лицензии без разрешения на эксплуатацию со стороны органов Госсвязьнадзора России, невыполнения предписаний органов Госсвязьнадзора России по устранению в установленные сроки нарушений, выявленных в процессе контроля лицензируемой деятельности, отказе в заключении или оплате договоров на контроль лицензируемой деятельности и при наличии других оснований, предусмотренных законодательством и международными обязательствами Российской Федерации, органы Госсвязьнадзора России имеют право в зависимости от вида нарушения:

10.1. Направлять владельцу лицензии предписания.

10.2. Применять к должностным лицам лицензиата санкции, предусмотренные Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 06.08.96 N 108-ФЗ с учетом утвержденных Главгоссвязьнадзором России «Рекомендаций по применению Кодекса РСФСР об административных нарушениях и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 06.08.96 N 108-ФЗ».

10.3. Вводить запреты на использование РЭС, входящих в состав средств и сетей связи по лицензии, при отклонениях их параметров от условий разрешительных документов ГКРЧ и органов Госсвязьнадзора России или при отсутствии этих документов.

10.4. Приостанавливать действие средств, объектов и сооружений связи при выявлении нарушений требований охраны труда, при которых создается угроза жизни и здоровью работников.

10.5. Через Главгоссвязьнадзор России ставить вопрос перед Госкомсвязи России о прекращении или приостановлении (до устранения нарушений) действия соответствующей лицензии.

В случае приостановления или прекращения действия лицензии Главгоссвязьнадзор России извещает об этом региональные управления Госсвязьнадзора России и эти управления осуществляют контроль за приостановлением или прекращением предоставления услуг связи оператором, у которого приостановлено или прекращено действие лицензии. Указанные действия не применяются в случае окончания действия лицензии Госкомсвязи России, невыполнения условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией или изменения организационно – правовой формы либо наименования организации – лицензиата, если в Госкомсвязи России приняты к рассмотрению документы на оформление, изменение, продление действия или переоформление лицензии.

11. Органы Госсвязьнадзора России обязаны выявлять на подконтрольной территории всех юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи без оформления соответствующих лицензий Госкомсвязи России, и вносить предложения о привлечении этих лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

При выявлении таких лиц органы Госсвязьнадзора России:

11.1. Определяют для юридических лиц место их регистрации как юридических лиц, номера и даты выдачи регистрационных удостоверений, названия организаций, их юридические (почтовые) адреса, банковские реквизиты, а для физических лиц – адреса, фамилии и инициалы.

11.2. Определяют вид и объем предоставляемых юридическим (физическим) лицом услуг связи на территориях, где эти услуги предоставляются.

11.3. По услугам связи, предоставляемым на подконтрольной территории данного регионального управления Госсвязьнадзора России или Главгоссвязьнадзора России (по Москве и Московской области), применяют к должностным лицам (физическому лицу) санкции, предусмотренные ст. 139.6 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 06.08.96 N 108-ФЗ, и утвержденными Главгоссвязьнадзором России Рекомендациями по применению Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных нарушениях» от 06.08.96 N 108-ФЗ, а также вручают этому юридическому (физическому) лицу предписание о прекращении деятельности по предоставлению услуг связи. В случае невыполнения указанного предписания этот орган Госсвязьнадзора России может применить к должностным лицам (физическому лицу) санкции, предусмотренные ст. 140.2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

В случае уклонения от взаимодействия с органами Госсвязьнадзора России, неоднократного невыполнения предписаний этих органов о направлении заявительной документации на получение лицензии на предоставление услуг связи соответствующим управлением Госсвязьнадзора России могут быть также приняты к оператору необходимые меры на основании:

  • статьи 15 Федерального закона «О связи», регламентирующего предоставление услуг связи исключительно на основе лицензий;
  • статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признающего сделку ничтожной, если она не соответствует требованиям закона или иных правовых актов;
  • статьи 14 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», согласно которому налоговым органам предоставлено право подавать в суд или арбитражный суд иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

В случае выявления деятельности данного юридического (физического) лица в других регионах Российской Федерации обнаруживший нарушение орган Госсвязьнадзора России направляет сведения об этом и о принятых к данному лицу мерах в Главгоссвязьнадзор России.

Примечание. Указанные действия не применяются в случае отсутствия лицензии Госкомсвязи России, окончания ее действия, изменения условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией или изменения организационно – правовой формы либо наименования организации, если в Госкомсвязи России приняты документы на оформление, изменение, продление действия или переоформление лицензии.

12. Составление и обращение с документацией по контролю лицензируемой деятельности в области связи органами Госсвязьнадзора России должно соответствовать Порядку подготовки, составления и обращения с документами по контролю лицензируемой деятельности в области связи, приведенному в приложении 20. Для обеспечения соответствующей нумерации документов следует применять Индексы регионов Российской Федерации, приведенные в приложении 21.

Приложение 1

к п. 3.1

Порядок регистрации лицензиатов органами госсвязьнадзора России

1. Регистрация владельцев лицензий Госкомсвязи России на право предоставления услуг связи (далее именуются лицензиатами) производится с целью их учета и последующей организации проверок их лицензируемой деятельности по предоставлению услуг связи.

Регистрация лицензиатов производится на основании соответствующего пункта условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.

Регистрация представляет собой первый этап контроля лицензируемой деятельности операторов связи органами Госсвязьнадзора России.

2. Регистрация лицензиатов осуществляется всеми региональными управлениями Госсвязьнадзора России, на подконтрольные регионы которых распространяется действие лицензии, и Главгоссвязьнадзором России – при распространении лицензии на территории Москвы и / или Московской области.

3. Для проведения регистрации лицензиат должен обратиться в каждый из органов Госсвязьнадзора России по п. 2 не позднее чем через 30 дней после получения лицензии. Если по истечении этого срока лицензиат не обратился в каждый из этих органов, на основании сведений по лицензиям, полученным из базы данных полных текстов лицензий (п. 7.1 Инструкции), соответствующий орган Госсвязьнадзора России направляет лицензиату предписание о необходимости регистрации лицензиата (форма в приложении 5) в органах Госсвязьнадзора России заказным письмом с уведомлением о вручении.

После получения уведомления о вручении органы Госсвязьнадзора России должны следить за тем, чтобы не позже чем в двухнедельный срок после получения уведомления поступили документы на регистрацию лицензиата. Если это не произошло, соответствующий орган Госсвязьнадзора России может направить в адрес Главгоссвязьнадзора России для передачи в Госкомсвязи России предложение о приостановке действия лицензии в связи с нарушением пункта осуществления деятельности в соответствии с лицензией, касающегося регистрации лицензиата в 30-дневный срок.

При возврате этого предписания из-за отсутствия адресата и отсутствии ответа лицензиата на запрос о регистрации по телефонному номеру, указанному в лицензии, соответствующий орган Госсвязьнадзора России направляет в адрес Главгоссвязьнадзора России для передачи в Госкомсвязи России предложение о приостановке действия лицензии в связи с нарушением пункта осуществления деятельности в соответствии с лицензией, касающегося регистрации лицензиата в 30-дневный срок и извещения в недельный срок Госкомсвязи России и органов Госсвязьнадзора России об изменении почтового адреса и телефонного номера.

4. Для осуществления регистрации соответствующий орган Госсвязьнадзора России должен запросить у лицензиата предъявление следующих документов:

4.1. Заявления (сопроводительного письма) с просьбой о регистрации.

4.2. Копии лицензии Госкомсвязи России.

4.3. Копии лицензии Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию (ФСТР России) (в случае трансляции программ телевизионного или звукового вещания).

4.4. Реквизитов (юридический и почтовый адреса, фамилии и инициалы руководителей, номера телефонов и факсов, адреса в системе электронной почты при их наличии, банковские реквизиты).

4.5. Копии Свидетельства о регистрации лицензиата как юридического (физического) лица.

4.6. Копии карты постановки на налоговый учет.

4.7. Перечня филиалов (коммерческих представителей), действующих в подконтрольном данному органу Госсвязьнадзора России регионе, с указанием их юридических и почтовых адресов, телефонов и факсов, адресов в системе электронной почты при их наличии, а также фамилий и инициалов руководителей.

4.8. В случае предоставления услуг связи на момент регистрации – справки о существующем состоянии сети связи лицензиата, предоставляющей услуги связи по лицензии в подконтрольном данному органу Госсвязьнадзора России регионе.

Последняя справка помимо прочего должна содержать сведения об объемах предоставляемых по лицензии услуг в соответствии с формами государственной статистической отчетности по соответствующим подотраслям связи.

5. На основании полученных материалов по п. 4 соответствующий орган Госсвязьнадзора России:

5.1. Вносит сведения в соответствующую базу данных лицензиатов.

5.2. Готовит два экземпляра Свидетельства о регистрации лицензиата по форме приложения 3 или 4 и выдает лицензиату первый экземпляр; второй экземпляр свидетельства хранится по месту регистрации лицензиата. Порядок заполнения и обращения со Свидетельством о регистрации лицензиата изложен в приложении 20.

5.3. Для лицензиатов, уже осуществляющих деятельность по предоставлению услуг связи в подконтрольном данному органу Госсвязьнадзора России регионе, готовит проект Договора на осуществление контроля лицензируемой деятельности в области связи (приложение 9 или 10) и заключает его.

Для лицензиатов, не предоставляющих услуги связи на момент регистрации, заключение договоров производится с момента начала предоставления услуг связи по лицензии.

Оплата регистрации лицензиатов в органах Госсвязьнадзора России не предусмотрена.

Примечание. При наличии у одного и того же лица более одной лицензии Госкомсвязи России на предоставление услуг связи в данном регионе регистрация лицензиата производится отдельно по каждой из лицензий, а для регистрации по каждой последующей лицензии направляются только те документы, которые для этой лицензии отличаются от ранее направленных.

6. При уточнении лицензии, связанном с выдачей лицензии на защищенном бланке, изменением организационно – правовой формы лицензиата, территории действия лицензии или срока ее действия, допускается осуществлять перерегистрацию путем замены Свидетельства о регистрации лицензиата на основе соответствующих документов.

Приложение 2

к п. 3.2

Порядок осуществления проверок лицензируемой деятельности операторов связи

1. Предусматриваются три категории проверок органами Госсвязьнадзора России выполнения условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией Госкомсвязи России на предоставление услуг связи:

  • плановые,
  • повторные,
  • внеплановые.

Под плановыми проверками понимаются проверки, которые осуществляются в соответствии с заранее составленным планом – графиком проверок.

Под повторными проверками понимаются проверки, которые проводятся для оценки выполнения лицензиатом предписаний предыдущих плановых (внеплановых) проверок.

Под внеплановыми проверками понимаются проверки, производимые при следующих обстоятельствах:

  • при наличии жалоб и обращений со стороны потребителей услуг связи по лицензии или со стороны других операторов;
  • при соответствующих указаниях Госкомсвязи России, других уполномоченных органов федеральной власти или органов власти субъекта Федерации;
  • при обращении лицензиата, связанном с его потребностями в продлении или переоформлении лицензии;
  • при выявлении предоставления лицензиатом услуг связи, не указанных в принадлежащей ему лицензии Госкомсвязи России, нарушения им условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией или нормативно – технического документа Госкомсвязи России.

2. Первая плановая проверка должна быть проведена не позднее чем в недельный срок с даты начала предоставления услуг, указанной в лицензии, и должна состоять в проверке факта предоставления услуг по лицензии. Проверка в эти сроки и в этом объеме производится, если до этого такие услуги данным оператором по предыдущей лицензии не предоставлялись или не выдавалось разрешение на эксплуатацию законченного строительством объекта, связанного с предоставлением услуг связи по данной лицензии.

В случае выявления при этой проверке отсутствия предоставления услуг связи по лицензии проверяющий орган Госсвязьнадзора России:

2.1. Для лицензий, охватывающих один регион:

  • направляет лицензиату предписание с предупреждением о возможном приостановлении действия его лицензии, если в трехмесячный срок не будет начато предоставление услуг;
  • назначает следующую проверку через три месяца после первой;
  • в случае тех же результатов по итогам этой следующей проверки направляет соответствующее заключение в Главгоссвязьнадзор России с предложением о передаче в Госкомсвязи России представления о приостановлении действия лицензии.

2.2. Для лицензий, охватывающих более одного региона Российской Федерации, согласно Порядку организации и проведения контроля лицензируемой деятельности операторов, сети которых согласно лицензиям охватывают более одного региона Российской Федерации (приложение 6), направляет заключение Главгоссвязьнадзору России или головному региональному управлению Госсвязьнадзора России, а эти органы Госсвязьнадзора России действуют в зависимости от сведений от других региональных управлений Госсвязьнадзора России, а именно при отсутствии предоставления услуг во всех регионах по лицензии действуют в соответствии с п. 2.1, а при предоставлении услуг связи по лицензии хотя бы в одном из указанных регионов сообщает об этом в подчиненные региональные управления Госсвязьнадзора России.

2.3. В случае наличия у лицензиата разрешения на эксплуатацию хотя бы одного законченного строительством объекта, связанного с предоставлением услуг связи по данной лицензии (в том числе полученного до указанного в лицензии срока начала предоставления услуг), или в случае фактического предоставления услуг связи до начала указанного в лицензии срока первая плановая проверка осуществляется в соответствии с утвержденным планом – графиком (п. 3).

2.4. Если первая плановая проверка показала, что лицензиат фактически начал предоставление услуг сети связи общего пользования до срока, указанного в лицензии, и не имеет разрешения органов Госсвязьнадзора на эксплуатацию его сети связи, предназначенной для предоставления услуг связи по лицензии, то:

для объектов связи, введенных в эксплуатацию до 19.12.95 (дата выхода Приказа Минсвязи России N 146), разрешение органов Госсвязьнадзора России на эксплуатацию не требуется;

для объектов связи, введенных в эксплуатацию после 19.12.95, отсутствие разрешения органов Госсвязьнадзора России на эксплуатацию признается нарушением условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.

3. В дальнейшем до конца срока действия лицензии должны ежегодно составляться планы – графики проведения плановых проверок.

4. Предусматривается следующая периодичность выполнения плановых проверок лицензируемой деятельности операторов связи:

4.1. По крупным лицензиатам (операторам связи, входящим в ОАО Связьинвест, ОАО Электросвязь, не входящих в ОАО Связьинвест, ОАО МГТС, ОРТПЦ и УФПС) проверки производятся непрерывно, так, чтобы охватить проверками все принадлежащие лицензиату филиалы не более чем за два года. При необходимости органы Госсвязьнадзора России ежеквартально информируют лицензиата о результатах проведенных проверок.

4.2. По небольшим операторам проверки производятся ежегодно; при этом допускается выборочная проверка пунктов лицензий.

Примечания.

  1. Объем работ по проверкам лицензируемой деятельности операторов в Москве и Московской области, Санкт – Петербурге и Ленинградской области определяется планами – графиками, утверждаемыми ежегодно руководством Главгоссвязьнадзора России.
  2. Выполнение проверок лицензируемой деятельности операторов, сети которых согласно лицензиям охватывают более одного региона Российской Федерации, производится на основе Порядка организации и проведения контроля лицензируемой деятельности операторов, сети которых согласно лицензиям охватывают более одного региона Российской Федерации (приложение 6).
  3. Под термином «филиал» в п. 4.1 понимаются:
    • для ОАО Ростелеком – ТУСМ, МнТС, МнСРТ, ГЦУМС, М10, ППТТС;
    • для ОАО Электросвязь – РУЭС, ЭТУС, ГТС, МТТС;
    • для ОАО МГТС – телефонный узел;
    • для УФПС – узел почтовой связи (почтамт);
    • для ОРТПЦ – радиопередающая станция (ретранслятор).

5. Во всех случаях плановых и повторных проверок органы Госсвязьнадзора России обязаны письменно информировать лицензиата о проведении и об условиях (месте, времени) проверок заранее, не позднее чем за две недели до начала плановой или повторной проверки. В письмах о повторной проверке должна быть затребована справка о ходе устранения нарушений, указанных в соответствующем предписании. Уведомление о внеплановой проверке должно быть направлено лицензиату не позднее чем за неделю до проверки.

6. В число плановых проверок входят:

6.1. Полные проверки, включающие проверки выполнения лицензиатами всех условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.

6.2. Частичные проверки, состоящие в проверках деятельности лицензиата по предоставлению услуг связи по лицензии не во всех регионах (территориях филиалов, коммерческих представителей) действия лицензии. При этом производится проверка выполнения только тех условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, которые могут быть проверены в пределах проверяемых территорий, включая качество предоставления услуг связи в этих пределах.

6.3. Выборочные проверки, состоящие в проверках выполнения лицензиатом одного или нескольких пунктов условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией.

7. Проверки лицензируемой деятельности лицензиата производятся при участии соответствующим образом уполномоченных представителей лицензиата.

8. Проверки предоставления услуг электросвязи операторами почтовой связи производятся на основе Решения совещания Управления организации лицензионной работы Минсвязи России и Главгоссвязьнадзора России, утвержденного Председателем Госкомсвязи России 18.04.97.

9. Как правило, в рамках одной проверки осуществляется оценка выполнения условий осуществления деятельности по одной лицензии. Если проверяемый объект связи лицензиата участвует в предоставлении услуг связи более чем по одной лицензии этого лицензиата, допускается проведение одновременной проверки по всем этим лицензиям. По результатам этой проверки по каждой из лицензий должны составляться отдельные заключения согласно п. 12 или в одном заключении должны содержаться четко выделенные разделы замечаний и предложений по каждой из лицензий. Предписания по устранению выявленных нарушений согласно п. 13 рекомендуется направлять лицензиату по отдельности по каждой из принадлежащих ему лицензий.

Для тех случаев, когда на одном объекте связи расположено несколько РЭС, принадлежащих различным операторам и выполняющих функции по предоставлению услуг радиосвязи, телевидения и / или радиовещания, допускается проведение единой проверки с составлением единого заключения и отдельными разделами по каждой из лицензий с последующей передачей проверяемым лицензиатам соответствующих разделов.

10. Сотрудники органов Госсвязьнадзора России, которые назначены на проведение проверки лицензируемой деятельности, должны иметь с собой направления соответствующего органа Госсвязьнадзора России на бланке, содержащие наименование организации или физического лица – владельца лицензии, деятельность которого проверяется, номер и название лицензии, условия осуществления которой проверяются, и срок действия направления. Направления должны иметь регистрационный номер и дату выдачи, подпись руководителя проверяющего органа Госсвязьнадзора России, включать в себя фамилии и должности проверяющих лиц. При прибытии на проверяемый объект лицензиата указанные сотрудники обязаны предъявлять эти направления и удостоверения личности по требованию представителя лицензиата. Доступ сотрудников Госсвязьнадзора России, которые назначены на проведение проверки лицензируемой деятельности, в эксплуатационно – технические помещения лицензиата осуществляется в соответствии с существующим законодательством.

11. При документальной части проверки органы Госсвязьнадзора России запрашивают у лицензиата документы, необходимые им для проведения проверок лицензируемой деятельности. Не допускается затребование сведений, составляющих коммерческую тайну. Если в процессе проверки возникает необходимость в ознакомлении с документами, содержащими такие сведения, допустимо предъявление этих документов без разделов, где содержатся указанные сведения. Разглашение органами Госсвязьнадзора России и их персоналом сведений, содержащих коммерческую тайну, не допускается.

Для выполнения натурных проверок лицензиат обязан предоставить по затребованию органов Госсвязьнадзора России необходимую информацию, доступ к точкам испытаний, необходимое оборудование и испытательную аппаратуру, а также персонал, имеющий право производить требуемые испытания на сети связи лицензиата.

12. Результатами проверок лицензируемой деятельности лицензиатов должны быть заключения по форме, представленной в приложениях 13 или 14. При необходимости к заключениям прикладываются протоколы испытаний (измерений).

При проверке лицензируемой деятельности по обращениям лицензиата, связанным с его потребностями в продлении или переоформлении лицензии (п. 1.3), в соответствии с Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 642, составляется акт по форме приложений 16 или 17.

Заключения (акты) по проведенным проверкам составляются и направляются лицензиату в течение 15 дней после завершения проверки. Допускается направление копий заключений в адрес филиала (коммерческого представителя) лицензиата. Составление и направление заключений (а также предписаний по п.13) должно осуществляться независимо от оплаты лицензиатом работ органов Госсвязьнадзора России по контролю лицензируемой деятельности.

Примечание. Если проверка осуществлялась на объекте связи, входящем в сеть, по проверке которой будет составляться заключение в этом же году, допускается оформление результатов в виде упрощенного промежуточного акта, который должен в обязательном порядке содержать разделы с указанием проверяемого объекта, номера лицензии и лицензиата, замечаний по конкретным пунктам условий лицензии с указанием нормативных актов и пунктов в них, которые нарушены, а также с выводами. Содержание и форма этого промежуточного акта должны быть удобны для последующего обобщения таких актов в одно заключение по форме приложения 13 или 14. Порядок обращения с промежуточными актами представлен в приложении 20.

13. В течение 15 дней после завершения проверки по результатам заключений при необходимости составляются и направляются лицензиату предписания (форма в приложении 15), причем по каждому из пунктов предписания должны быть указаны номер пункта заключения (акта), номер нарушенного пункта условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией, а также название нормативного документа и номер его пункта, который нарушен. В предписаниях все нарушения должны быть разделены на три категории:

13.1. Нарушения пунктов осуществления деятельности в соответствии с лицензиями, при которых вводится приостановка действия технических средств связи:

  • РЭС, входящих в состав средств и сетей связи по лицензии, – при отклонениях их параметров от условий разрешительных документов ГКРЧ и органов Госсвязьнадзора России или при отсутствии этих документов;
  • объектов и сооружений связи – при нарушении требований охраны труда, когда создается угроза жизни и здоровью работников, а также в случаях, предусмотренных соответствующими законами и нормативными актами Госкомсвязи России.

13.2. Нарушения, подлежащие устранению в сроки, указанные проверявшим органом Госсвязьнадзора России (к таким нарушениям, в первую очередь, относятся нарушения, ликвидация которых не требует значительных материальных затрат и сроков).

13.3. Нарушения, ликвидация которых требует значительных материальных затрат и сроков. По этим нарушениям руководству организации лицензиата может быть предписано разработать в заданные сроки, согласовать с проверявшим органом Госсвязьнадзора России и утвердить план – график ликвидации выявленных при проверке нарушений.

Предписания должны выдаваться старшим государственным или государственным инспектором по надзору за связью.

Допускается направление копий предписаний в филиал (коммерческому представителю) лицензиата.

В случае выявления на проверяемом объекте связи нарушений, указанных в п. 13.1, допустимо составлять и направлять лицензиату (в копии в филиал или коммерческому представителю) предписания до завершения проверки и составления заключения. В этом случае в заключении должно быть указано на факт выдачи этих предписаний с указанием номера и даты.

План – график, разработанный согласно п. 13.3, также направляется лицензиату как приложение к отдельному предписанию.

14. Повторные проверки рекомендуется производить в сроки, определяемые самой поздней датой устранения нарушений из числа указанных в том предписании, исполнение которого проверяется. Перед проведением повторной проверки рекомендуется запросить у лицензиата справку об устранении нарушений, указанных в предписании.

В случае неустранения нарушений требований предписания, выявленных в процессе повторной проверки, проверявшим органом Госсвязьнадзора России составляется протокол административного правонарушения. Дальнейший порядок действий должен соответствовать Рекомендациям по применению Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 06.08.96 N 108-ФЗ, утвержденным Главгоссвязьнадзором России 25.09.97 N 11656.

В необходимых случаях подготавливается представление о приостановлении действия лицензии, которое направляется в Главгоссвязьнадзор России, а последний ставит перед Госкомсвязи России вопрос о приостановлении действия соответствующей лицензии.

Приложение 6

к п. 3

Порядок организации и проведения контроля лицензируемой деятельности операторов, сети которых согласно лицензиям охватывают более одного региона Российской Федерации

1. При проведении контроля лицензируемой деятельности операторов связи, имеющих лицензии на предоставление услуг связи более чем в одном регионе Российской Федерации, имеет место специфика работы органов Госсвязьнадзора России, состоящая в необходимости:

1.1. Организации скоординированных между органами Госсвязьнадзора России в этих регионах плановых, повторных и внеплановых проверок лицензируемой деятельности этого оператора, включая проверки качества связи при межрегиональных соединениях по сети связи оператора.

1.2. Организации с учетом сведений по территориям действия лицензии проверок головного подразделения оператора.

1.3. Составления обобщенных заключений (актов в случаях, указанных в п. 12 приложения 2) по результатам проверки лицензируемой деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи более чем в одном регионе Российской Федерации, на основе заключений (актов) по результатам проверок по п. 1.1 и 1.2, а также частичных проверок лицензируемой деятельности этих операторов связи, осуществленных в подконтрольных соответствующим органам Госсвязьнадзора России регионах.

1.4. Централизованного взаимодействия с оператором связи при решении вопросов, связанных, например, с организацией проверок по п. 1.1 и с устранением нарушений, выявленных при таких проверках, а также с заключением договоров и оплатой работ органов Госсвязьнадзора России по контролю его лицензируемой деятельности в области связи (приложение 18).

Примечание. Настоящий порядок может быть также распространен и на операторов связи, имеющих лицензии на предоставление однотипных услуг связи в различных регионах Российской Федерации.

2. Для выполнения работ по п. 1 по всем лицензиям, действие которых охватывает более одного региона Российской Федерации, Главгоссвязьнадзор России своим приказом, распоряжением или письмом определяет головной орган Госсвязьнадзора России отдельно по каждой из таких лицензий. В качестве такого органа может быть как одно из управлений Главгоссвязьнадзора России, так и любое региональное управление Госсвязьнадзора России из тех, на подконтрольные которым регионы распространяется действие лицензии. В данном пакете документов этот орган именуется как головной орган Госсвязьнадзора России, а остальные управления Госсвязьнадзора России, на подконтрольные которым регионы распространяется действие лицензии, именуются как подчиненные органы Госсвязьнадзора России.

Примечания.

  1. При определении головного и подчиненных органов Госсвязьнадзора России могут быть учтены предложения лицензиата.
  2. По контролю лицензируемой деятельности ОАО Ростелеком и МПС помимо головного органа Госсвязьнадзора России по лицензиату в целом в соответствии с имеющимися соглашениями назначаются головные органы Госсвязьнадзора России по группе регионов Российской Федерации.

3. Головной орган Госсвязьнадзора России при необходимости заключает с лицензиатом соглашение на все время действия лицензии, определяющее порядок его взаимодействия с органами Госсвязьнадзора России, включая порядок проведения проверок и оплаты соответствующих работ.

4. Подготовка к проведению плановых проверок выполняется в следующем порядке:

4.1. Головной орган Госсвязьнадзора России по данной лицензии не позднее сентября года, предшествующего проведению плановых проверок, определяет ориентировочный план проведения этих проверок с указанием регионов и предполагаемых видов, объема и времени проведения межрегиональных испытаний качества связи и направляет этот план подчиненным органам Госсвязьнадзора России.

4.2. Подчиненные органы Госсвязьнадзора России не позднее октября дают свои предложения по уточнению этого плана с указанием также предполагаемых видов, объема и времени проведения испытаний качества связи внутри региона.

4.3. Головной орган Госсвязьнадзора России не позднее ноября корректирует план согласно предложениям подчиненных органов Госсвязьнадзора России и обсуждает его с руководством организации – лицензиата с целью определения возможностей выполнения требуемых проверок с точки зрения наличия необходимой для проведения испытаний качества связи измерительной техники и соответствующим образом подготовленного персонала лицензиата; по результатам обсуждения план согласуется с лицензиатом, утверждается и направляется для руководства подчиненным органам Госсвязьнадзора России.

4.4. Головной орган Госсвязьнадзора России:

4.4.1. Совместно с подчиненными органами Госсвязьнадзора России не позднее чем за месяц до проведения указанной в плане проверки определяет и согласует с лицензиатом порядок испытаний качества связи в данной проверке и методику их выполнения.

4.4.2. Не позднее чем за три недели до проведения указанной в плане проверки согласует с лицензиатом время и места проверки, а также виды испытаний качества связи при этой проверке.

Примечание. При последовательных плановых проверках использование одновременно одних и тех же мест испытаний при одних и тех же видах испытаний качества недопустимо.

4.5. При выполнении проверок по всем вопросам, не затронутым в настоящем документе, необходимо руководствоваться приложением 2.

5. В 15-дневный срок по окончании проверки подчиненные органы Госсвязьнадзора России, участвовавшие в ней, составляют и направляют в головной орган Госсвязьнадзора России по данной лицензии заключения (акты) по результатам частичных проверок по форме, приведенной в приложениях 13, 14, 16 или 17 соответственно. В 15-дневный срок после получения этих заключений (актов) головной орган Госсвязьнадзора России составляет обобщенное заключение (акт), утверждает его и направляет лицензиату. По согласованию с головным органом Госсвязьнадзора России допускается официальное предоставление ему промежуточных актов, указанных в примечании к п. 12 приложения 2.

6. Одновременно с составлением заключений (актов) органы Госсвязьнадзора России, участвовавшие в проверке, составляют:

6.1. Предписания по устранению нарушений, действие которых замкнуто в пределах подконтрольного данному органу Госсвязьнадзора России региона; составленные предписания в 15-дневный срок после завершения проверки направляются лицензиату и в копии – головному органу Госсвязьнадзора России.

6.2. Предложения в предписание по устранению нарушений, действие которых охватывает более одного региона Российской Федерации; составленные предложения в 15-дневный срок после завершения проверки направляются головному органу Госсвязьнадзора России.

Головной орган Госсвязьнадзора России в 15-дневный срок после получения указанных предложений составляет обобщенное предписание по соответствующим видам нарушений и направляет его лицензиату и в копии – подчиненным органам Госсвязьнадзора России, которые направляли предложения для включения в это предписание.

Предписания составляются по форме, представленной в приложении 15.

Дальнейшие действия, связанные с предписанием (контроль за его выполнением, наложение административных санкций на должностных лиц лицензиата и др.), осуществляет тот орган Госсвязьнадзора России, который это предписание направлял, с информированием об этом головного органа Госсвязьнадзора России.

7. Все взаимодействия с Госкомсвязи России, другими органами федеральной власти, касающиеся лицензируемой деятельности оператора связи, который согласно лицензии может предоставлять услуги связи более чем в одном регионе Российской Федерации, выполняет соответствующий головной орган Госсвязьнадзора России через Главгоссвязьнадзор России.

8. Если это не определено в соглашении по п. 3, порядок заключения договоров с лицензиатами и при необходимости оплаты работ головного органа Госсвязьнадзора России, связанных с организацией контроля лицензируемой деятельности оператора связи, предоставляющего согласно лицензии услуги связи более чем в одном регионе Российской Федерации, соответствует приложению 19.

Приложение 7

к п. 3

Порядок организации и проведения контроля лицензируемой деятельности оператора, пркдоставление которым услуг связи по лицензии в регионе, где этот оператор зарегистрирован как юридическое лицо, согласно лицензии не производится

1. При проведении контроля лицензируемой деятельности оператора, предоставление которым услуг связи в регионе, где этот оператор зарегистрирован как юридическое лицо, согласно лицензии не производится, имеет место специфика работы органов Госсвязьнадзора России, состоящая в необходимости:

1.1. Организации скоординированных между органами Госсвязьнадзора России плановых, повторных и внеплановых проверок лицензируемой деятельности этого оператора в его головной организации с составлением заключений (актов в случаях, указанных в п. 12 приложения 2) по результатам проверки лицензируемой деятельности этих операторов.

1.2. Централизованного взаимодействия с оператором при решении вопросов, связанных, например, с организацией проверок по п. 1.1 и с устранением нарушений, выявленных при таких проверках, а также с заключением договоров и оплатой работ органов Госсвязьнадзора России по контролю его лицензируемой деятельности в области связи (приложение 18).

2. Для выполнения функций, указанных в п. 1, орган Госсвязьнадзора России, если подконтрольный ему регион является единственным регионом, где действует лицензия, или головной орган Госсвязьнадзора России согласно приложению 6, если действие лицензии распространяется более чем на один регион Российской Федерации, привлекают орган Госсвязьнадзора России (именуется далее как привлеченный), в подконтрольном регионе которого лицензиат зарегистрирован как юридическое лицо, определяют порядок его работы, получают, принимают от него и используют необходимые материалы (в том числе заключения, акты, предложения для предписаний и наложения административных санкций и т.д.) для использования в работах по контролю лицензируемой деятельности оператора связи. Во всех случаях для проведения работ по контролю лицензируемой деятельности оператора связи привлеченный орган Госсвязьнадзора России должен иметь соответствующую доверенность на проведение работ по контролю лицензируемой деятельности оператора связи от органа Госсвязьнадзора России, заключившего договор с оператором связи, с указанием круга этих работ.

Порядок работ привлеченного органа Госсвязьнадзора России определяется приложениями 2 и 6 (в последнем случае этот орган работает на правах подчиненного органа Госсвязьнадзора России). Регистрация лицензиата в привлеченном органе Госсвязьнадзора России не производится, а используются копии документов, выданных органами Госсвязьнадзора России, проводившими такую регистрацию согласно приложению 1.

Приложение 8

к п. 3

Порядок действий органов госсвязьнадзора России после проведения проверки лицензируемой деятельности оператора связи

1. В результате проверок лицензируемой деятельности операторов связи согласно приложению 2 составляются и направляются лицензиату:

  • заключение;
  • предписание(я) с указанием срока устранения нарушений (и подготовки лицензиатом документа, определяющего порядок устранения нарушений с указанием сроков), если таковые выявлены в результате проверки.

Примечание. В случае выявления в процессе проверки лицензируемой деятельности серьезных нарушений (например, серьезных нарушений порядка ввода в эксплуатацию и применения РЭС, серьезных нарушений правил охраны труда и техники безопасности и т.п.) предписание по форме приложения 15 может быть подготовлено и передано лицензиату в процессе проверки, до составления заключения.

2. В срок, когда согласно предписанию нарушение должно быть устранено, производится повторная проверка, касающаяся устранения нарушений. При предварительном уведомлении о проведении повторной проверки должно быть указано на необходимость присутствия при проверке представителя лицензиата. В случае выявления невыполнения предписания составляется протокол административного правонарушения.

Протокол, связанный с результатами проверки лицензируемой деятельности оператора связи, в зависимости от вида нарушения может касаться следующих статей КоАП: 136, 137, 138, 139, 139.1, 139.2, 139.3, 139.4, 139.5, 139.6 и 140.2, причем использование статей 139.6 и 140.2 является универсальным.

При составлении протокола рекомендуется указывать должностное лицо, в должностную инструкцию которого входит обеспечение надлежащих действий. В случае непредоставления в процессе проверки должностных инструкций соответствующего персонала лицензиата административные санкции направляются на руководителя организации – лицензиата. Предусматривается информирование генерального директора организации – лицензиата о санкциях, наложенных на других должностных лиц его организации.

3. Дальнейшие действия должны выполняться согласно Рекомендациям по применению Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» от 06.08.96 N 108-ФЗ, разосланных письмом Главгоссвязьнадзора России от 25.09.97 N 11656.

Приложение 18

к п. 7

Порядок взаимодействия главгоссвязьнадзора россии и региональных управлений госсвязьнадзора России при осуществлении контроля лицензируемой деятельности операторов связи

1. Взаимодействие в процессе регистрации лицензиатов

1.1. В функции Главгоссвязьнадзора России (Управление электросвязи) на этом этапе входит:

1.1.1. Получение от Управления организации лицензионной работы Госкомсвязи России полных текстов лицензий на предоставление услуг связи.

1.1.2. Формирование и поддержание базы данных полных текстов лицензий Госкомсвязи России на предоставление услуг связи.

1.1.3. Разработка методических материалов по формированию и поддержанию баз данных лицензиатов и баз данных деятельности региональных управлений Госсвязьнадзора России, а также Управления надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, Управления надзора за электросвязью в г. Москве и Московской области и Управления по надзору за почтой, строительством и охраной труда Главгоссвязьнадзора России.

1.1.4. Разработка предложений по организации доступа к базам данных по пп. 1.1.2 и 1.1.3 со стороны Главгоссвязьнадзора России и региональных управлений Госсвязьнадзора России.

1.2. В функции Главгоссвязьнадзора России (Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, Управление надзора за электросвязью в г. Москве и Московской области и Управление по надзору за почтой, строительством и охраной труда) и региональных управлений Госсвязьнадзора России на этом этапе входит:

1.2.1. Осуществление регистрации лицензиатов согласно Порядку регистрации лицензиатов органами Госсвязьнадзора России (приложение 1).

1.2.2. Формирование и поддержание баз данных лицензиатов и баз данных деятельности региональных управлений Госсвязьнадзора России, а также Управления надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, Управления надзора за электросвязью в г. Москве и Московской области и Управления по надзору за почтой, строительством и охраной труда Главгоссвязьнадзора России с вводом в первую из них информации о регистрации лицензиатов и о представлении лицензиатами услуг связи по лицензии по подконтрольным регионам.

2. Взаимодействие Главгоссвязьнадзора России и региональных управлений Госсвязьнадзора России в процессе контроля лицензируемой деятельности

2.1. В функции Главгоссвязьнадзора России (Управление электросвязи) на этом этапе входит:

2.1.1. Получение от Управления организации лицензионной работы Госкомсвязи России сведений о приостановлении, прекращении и продлении действия лицензий на предоставление услуг связи, а также новых текстов лицензий при их уточнении и изменении.

2.1.2. Введение в базу данных полных текстов лицензий Госкомсвязи России специальных отметок (с указанием даты) в случаях приостановленных и аннулированных лицензий, а также измененных текстов действующих лицензий.

2.1.3. Взаимодействие с Управлением организации лицензионной работы и другими управлениями Госкомсвязи России в процессе приостановления, прекращения действия или переоформления лицензий.

2.1.4. Разработка инструкций по контролю лицензируемой деятельности операторов связи, включая инструкции по контролю качества предоставления услуг связи, руководство, сопровождение и надзор за проведением региональными управлениями Госсвязьнадзора России работ по контролю лицензируемой деятельности операторов связи.

2.1.5. При получении указаний Госкомсвязи России или других федеральных органов о внеплановых проверках лицензируемой деятельности конкретного оператора связи на соответствие всем или отдельным условиям осуществления деятельности согласно имеющейся у него лицензии Госкомсвязи России направление соответствующего поручения в те управления Госсвязьнадзора России регионов Российской Федерации, на которые распространяется действие этой лицензии, а также при необходимости в Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, Управление надзора за электросвязью в г. Москве и Московской области или Управление по надзору за почтой, строительством и охраной труда; по результатам проверок, выполненных этими органами Госсвязьнадзора России, участие в формировании итоговых заключений и направление их этим органам.

Примечание. Главгоссвязьнадзор России направляет во все региональные управления Госсвязьнадзора России, а также в Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, Управление надзора за электросвязью в г. Москве и Московской области и Управление по надзору за почтой, строительством и охраной труда тексты новых и уточненных лицензий, а также сведения об аннулированных и приостановленных лицензиях в течение двух недель после их получения от Госкомсвязи России.

2.2. В функции региональных управлений Госсвязьнадзора России, а также Управления надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области, Управления надзора за электросвязью в г. Москве и Московской области и Управления по надзору за почтой, строительством и охраной труда Главгоссвязьнадзора России при взаимодействии на этом этапе входит:

2.2.1. Контроль за соблюдением лицензиатами сроков начала предоставления услуг связи по лицензии в подконтрольных регионах с направлением соответствующих сведений в Главгоссвязьнадзор России.

2.2.2. Выполнение плановых, повторных и внеплановых проверок лицензируемой деятельности операторов связи в соответствии с Порядком осуществления проверок лицензируемой деятельности операторов связи (приложение 2) с составлением и размещением в базах данных лицензиатов заключений (актов), предписаний и других материалов по результатам этих проверок.

2.2.3. Составление на основе проверок предложений по приостановлению или прекращению действия лицензий и направление их в адрес Главгоссвязьнадзора России с одновременным размещением в базах данных лицензиатов.

2.2.4. Составление справок (сводок) по контролю лицензируемой деятельности операторов связи для Главгоссвязьнадзора России и Администраций регионов.

2.2.5. Поддержание баз данных лицензиатов и баз данных деятельности региональных управлений Госсвязьнадзора России и размещение в этих базах сведений по контролю лицензируемой деятельности операторов связи в подконтрольных регионах.

2.3. Порядок взаимодействия органов Госсвязьнадзора России при организации работ и проведении проверок лицензируемой деятельности операторов, действие лицензий которых не ограничено одним регионом Российской Федерации и / или не распространяется на регион, где лицензиат зарегистрирован как юридическое лицо, представлены в Порядке организации и проведения контроля лицензируемой деятельности операторов, сети которых согласно лицензиям охватывают более одного региона Российской Федерации (приложение 6), и Порядке организации и проведения контроля лицензируемой деятельности оператора, предоставление которыми услуг связи по лицензии в регионе, где этот оператор зарегистрирован как юридическое лицо, не производится (приложение 7).

Приложение 20

к п. 13

Порядок подготовки, составления и обращения с документами по контролю лицензируемой деятельности в области связи

1. Формирование и срок хранения документов по контролю лицензируемой деятельности операторов связи.

1.1. Документы, относящиеся к контролю лицензируемой деятельности операторов связи, могут формироваться в одно дело по типу «Досье», при этом на обложку «Досье» для удобства пользования следует выносить номер лицензии, в соответствии с которой осуществляется контроль лицензируемой деятельности оператора связи, а также номер региона, где осуществляется контроль, в соответствии с приложением 21.

В дело могут включаться копии следующих документов:

  • свидетельств о регистрации лицензиата (приложение 3 или 4);
  • заключений (актов) органов Госсвязьнадзора России по проверкам лицензируемой деятельности операторов связи (приложения 13, 14, 16 или 17);
  • промежуточных актов проверок согласно примечанию к п. 12 приложения 2;
  • предписаний по результатам проверок лицензируемой деятельности (приложение 15);
  • договоры на осуществление контроля лицензируемой деятельности (приложение 9 или 10) и др.

Номер делу присваивается согласно утвержденной номенклатуре дел.

1.2. Срок хранения дела определяется в соответствии с «Перечнем типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений с указанием сроков хранения» (М. 1989) при обязательном согласовании с республиканскими, краевыми, областными государственными архивами.

1.3. В случае продления действия или переоформления лицензии с заменой номера лицензии новое дело может не открываться, а на обложку «Досье» для удобства пользования следует вынести и новый номер лицензии.

После получения официального извещения о прекращении действия лицензии или о ликвидации предприятия (организации), владеющего лицензией (при отсутствии преемника, на которого в соответствии с установленным порядком переоформлена лицензия), это дело закрывается.

Одновременно документация по контролю лицензируемой деятельности всех лицензиатов размещается в базах данных лицензиатов.

2. Оформление свидетельства о регистрации лицензиата.

2.1. Свидетельства о регистрации лицензиата (далее именуются как «свидетельства») заполняются органами Госсвязьнадзора России по установленной форме (приложение 3 или 4) в двух экземплярах: один экземпляр передается лицензиату, второй хранится в органе Госсвязьнадзора России, осуществляющем контроль, в течение всего срока действия лицензии. При необходимости со второго экземпляра могут быть сняты копии. Допускается также снятие копий по запросу лицензиата.

Выдача первого экземпляра свидетельства представителю лицензиата должна сопровождаться распиской с указанием фамилии, имени, отчества и должности получателя, а также даты получения.

Допускается отправка первого экземпляра свидетельства лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанция и уведомление должны храниться в «Досье» по п. 1.1.

2.2. Информация о выдаче свидетельства должна вводиться в соответствующую базу данных лицензиатов.

2.3. При продлении действия лицензии или ее переоформлении, если это приводит к изменению текста свидетельства, производится переоформление соответствующего свидетельства.

3. Оформление заключения (акта) Госсвязьнадзора России по проверке лицензируемой деятельности.

3.1. Заключения (акты) по проверке лицензируемой деятельности в области связи (далее именуются как «заключения») заполняются органами Госсвязьнадзора России по установленной форме (приложения 13, 14, 16 или 17). Заключение направляется или вручается под расписку лицензиату, а при необходимости направляется также в копии его филиалу (коммерческому представителю), в регионе которого осуществлялась проверка. Один экземпляр заключения хранится в органе Госсвязьнадзора России, осуществившем проверку, в течение всего срока действия лицензии (включая продление действия или переоформление лицензии, если таковые имели место).

Заключения в полном объеме вводятся в соответствующую базу данных лицензиатов.

3.2. В разделе 1 заключения дается краткое описание сети связи лицензиата в рассматриваемом регионе (а для полных проверок – на всей территории действия лицензии), обеспечивающей предоставление услуг связи по лицензии, с указанием основных элементов (объектов) этой сети и их основных показателей, а также объемных показателей этой сети связи в соответствии с формами государственной статистической отчетности. В заключениях по результатам повторных и выборочных проверок в этом разделе может быть дана ссылка на заключение по предыдущей проверке.

3.3. В разделе 2 заключения должны быть перечислены проверенные пункты условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией и представлены сведения по результатам проверки их выполнения.

Раздел 2 заключения может включать в себя перечни работ, проделанных представителями Госсвязьнадзора России в процессе проверки, сведения по прилагаемым актам проверки, а также по протоколам испытаний, которые были проведены на сети лицензиата в процессе проверки, с оценкой выполнения на сети лицензиата соответствующих нормативов.

В разделе 2 заключения должны быть также перечислены нарушения проверенных пунктов условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией, приведена их суть и указано, какой именно пункт этих условий нарушен, в чем состоит нарушение и какая статья какого нормативного документа не выполняется.

3.4. В разделе 3 заключения должны быть перечислены все выявленные нарушения, классифицированные следующим образом:

3.4.1. Нарушения, требующие приостановки действия технических средств связи.

3.4.2. Нарушения, подлежащие устранению в сроки, указанные проверявшим органом Госсвязьнадзора России.

3.4.3. Прочие нарушения.

К нарушениям, требующим приостановки действия технических средств связи, относятся нарушения, связанные с несоблюдением условий разрешений на использование частот и на эксплуатацию РЭС или отсутствием таких разрешений, а также нарушения требований охраны труда, при которых создается угроза жизни и здоровью работников. По каждому из этих нарушений должно быть указано на немедленное устранение или, если это допустимо, указан срок устранения.

К нарушениям, подлежащим устранению в сроки, указанные проверявшим органом Госсвязьнадзора России, могут быть отнесены нарушения, устранение которых не требует значительных трудовых и финансовых затрат. По каждому из этих нарушений должен быть указан срок исполнения.

По прочим нарушениям проверяемой организации должно быть указано на необходимость составления, согласования с проверявшим органом Госсвязьнадзора России, утверждения руководством этой организации и передачи в проверявший орган Госсвязьнадзора России в заданные сроки плана – графика устранения этих нарушений.

3.5. В разделе «Выводы и рекомендации» акта (приложение 16 или 17) должен быть дан четкий ответ на запрос лицензиата относительно продления или изменения лицензии.

3.6. При необходимости составления обобщенного заключения по проверке деятельности лицензиата на нескольких предусмотренных лицензией территориях в нем должны быть использованы заключения по данной лицензии по регионам ее действия, предоставляемые головному органу Госсвязьнадзора России, о чем делается соответствующая запись в заключении. Могут также быть произведены дополнительные проверки.

3.7. На всех актах и протоколах, прилагаемых к заключению, должны быть указаны представители лицензиата, принимавшие участие в обследованиях (испытаниях), и получены их подписи.

3.8. На заключении следует получить подпись представителя проверяемой организации, подтверждающую получение им экземпляра заключения. Отказ этого представителя от подписи фиксируется, о чем делается соответствующая запись на заключении, заверяемая двумя представителями органа Госсвязьнадзора России с указанием фамилий и должностей.

Во всех случаях заключение официально вручается руководству организации лицензиата или отправляется лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанции и уведомление должны храниться в «Досье» по п. 1.3.

Допустимо направлять копии заключения в филиал (коммерческому представителю) лицензиата, действующему на территории, где производилась проверка.

3.9. В случае составления промежуточных актов согласно примечанию к п. 12 приложения 2 эти акты могут иметь произвольную форму, но в обязательном порядке должны содержать разделы с указанием проверяемого объекта, номера лицензии и лицензиата, замечаний по конкретным пунктам условий лицензии с указанием нормативных актов и пунктов в них, которые нарушены, а также выводы. Содержание и форма этого промежуточного акта должны быть удобны для последующего обобщения таких актов в одно заключение по форме приложения 13 или 14. На промежуточный акт должны распространяться требования п. п. 3.7 и 3.9 настоящего приложения.

4. На основании заключений составляются и официально направляются предписания, оформленные в соответствии с приложением 15. В отдельных случаях предписания могут составляться независимо от заключений. Допустимо направлять копии предписаний в филиал (коммерческому представителю) лицензиата, действующему на территории, где производилась проверка.

Во всех случаях заключение официально вручается руководству организации лицензиата или отправляется лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанция и уведомление должны храниться в «Досье» по п. 1.1.

Предписание в полном объеме должно вводиться в соответствующую базу данных лицензиатов.

Примечание. Бланки предписаний должны подлежать строгому учету. Каждый бланк должен быть пронумерован. Выдача и уничтожение бланков должны фиксироваться в специальном журнале.

5. При возврате направляемых с уведомлением о вручении документов органов Госсвязьнадзора России по контролю лицензируемой деятельности операторов связи из-за отсутствия адресата и отсутствии ответов лицензиата по телефонному номеру, указанному в лицензии, соответствующий орган Госсвязьнадзора России направляет в адрес Главгоссвязьнадзора России для передачи в Госкомсвязи России предложение о приостановке действия лицензии в связи с нарушением пункта осуществления деятельности в соответствии с лицензией, касающегося извещения в недельный срок Госкомсвязи России и органов Госсвязьнадзора России об изменении почтового адреса и телефонного номера.

6. В случае продления действия, переоформления или замены лицензии, произведенного Управлением организации лицензионной работы Госкомсвязи России, необходимые документы Госсвязьнадзора России, связанные с этой лицензией, подлежат переоформлению в установленном порядке. Переоформление свидетельств о регистрации лицензиата производится согласно п. 1.3. После изменения номера лицензии все выпускаемые после этого документы приобретают номера в соответствии с новым номером лицензии.

7. Разглашение органами Госсвязьнадзора России или их персоналом сведений, относящихся к коммерческой тайне лицензиата, не допускается.

Просмотров новости: 696  <>


-->