2002 год и Домашние Сети
01.01.2003 | khomya

Новый год – хороший повод оглянуться назад, и решить: что сделано, и не сделано, чего достиг сам, и твое любимое дело, а что не получилось. Думаю что у провайдеров, занимающихся домашними сетями с наступлением декабрьских морозов было достаточно времени поразмыслить над любимым делом.

Надо отметить, если бы не декабрьская перетряска всего российского «траффик-эксчейнджа», то можно было бы 2002 год считать вполне удавшимся: и неуклонно снижавшимися ценами на трафик и на сетевое оборудование, так и растущие потихоньку доходы наших сограждан, позволяющие сетям находить все новых и новых клиентов. То же, что произошло недавно с российским трафиком, на мой взгляд – лишний повод убедится в том, что крупные операторы ищут новые рычаги давления на рынок – теперь уже с помощью цен на трафик. И вполне возможно, что немалую роль тут сыграли как раз домашние сети – ведь суммарный трафик потребляемый ими в Москве измеряется уже десятками, если не сотнями терабайт (!!), а разница между закупочной и продажной ценой трафика в домашней сети отличается в несколько раз. Естественно, что такая картина мало устраивает «магистральщиков», которые до недавних пор вынуждены были продавать «россию» по 2-3 $ за гигабайт, а обострившаяся конкуренция между провайдерами породила серию безлимитных тарифных планов «на россию».

Чем кончится передел рынка, можно только гадать, однако, уже сейчас многие операторы используют зарубежные каналы для связи между собой, и как следствие – те домашние сети, которые покупают росийский и зарубежный трафик по разной цене, получат такие счета за «международку» что как говорится «мало не покажется». Вполне возможно, что многие задумаются о смене провайдера, у которого российский трафик дешевле, а дешевле он будет… сами знаете у кого.

Но в любом случае, именно из -за указанной выше разницы между закупочной и продажной ценой трафика, даже увеличение стоимости «россии» в несколько раз, вряд ли увеличит себестоимость больше чем на 15-20%,. Учитывая то, что даже в домашней сети, среднего по московским меркам размера (200-300 клиентов) затраты на организацию канала в интернет составляют не более 20-30% бюджета, то большинство сетей вполне справятся с лоббискими играми гигантов рынка. Цены на зарубежный трафик давно уже определяются не одним «Ростелекомом» как было раньше, и врял ли зарубежные операторы, такие как Sonera или C&W позволят им неожиданно прыгать. Что касается местных магистральных каналов, то их цена опять же с развитием сетей передачи данных у операторов будет только снижаться.

Зато у ethernet-операторов появятся другие расходы, как то: строительные лицензии (кто еще не получил), за траты на проекты и согласования прокладки трас и как следствие – лицензии на проектирование линий связи. Мосэнэрго с пожарниками иногда выключают «коробочки с лампочками», а им тоже кушать и (вы)пить хочется. Значит нужно и с ними договорится, чтобы не ставить возле каждого хаба счетчик. Опять же, налоги надо платить. Чтоб ублажать взгляд налового инспектора – как и в любом магазине кассовый аппарат который должен быть в офисе. Платежные системы, для удобства пользователей, внедрять надо, чтобы не бегали раз в неделю «купить интернету на сто рублей» – а это расходы на програмистов, и коммисионные. Транспорт опять же – пока сеть была маленькой везде ходили пешком, а сейчас приходится заводить автопарк. Мобильная связь хоть и дешевеет с каждым годом, однако растущая » мобильная разговорчивость» монтажников легко это компенсирует

Но не будем о грустном, давайте все таки посмотрим на московские домашние сети более глобально. Первый же, наиболее значимый результат развития ethernet-провайдинга за последние несколько лет, и 2002 год в частности – это то, что если не брать в расчет Центральный округ, то остальная часть города уже практически охвачена домашними сетями. Т.е. есть конечно кварталы пятиэтажек, куда еще не добрались сетевые строители, есть белые места там куда тяжело добратся кабелем, а по другому делать нерентабельно. Но в общем и целом , если вы захотите построить свою домашнюю сеть в Москве, то и не пытайтесь искать район где их нет, везде вас будут ждать конкуренты.

Крупные операторы, такие как «Точка.Ру» и «Комкор» давно это поняли, и повоевав с мелкими провайдерами «на местах», теперь зазывают их под свое крыло кто тарифными планами, кто инвестициями. Не так легко оказалось выкурить с насиженных мест тех, кто получив лицензии, и договорившись с местными властями тянет потихоньку себе кабель с дома на дом. Поняли прибыльность этого сектора и просто «люди с деньгами». Как следствие – в этот сектор рынка потекли средства и сети стали развиватся настолько интенсивно, насколько позволяют людские ресурсы.

Кстати о персонале. Дефицит специалистов в данной области, привел к тому, что зарплаты в 300-500$ монтажникам домовых сетей уже скорей правило, чем исключение. Набирая сотрудников, руководитель фирмы мечется между студентами технических вузов, знающими что такое витая пара, но паталогически «безрукими», и сорокалетними дядями-телефонистами, не имеющими никакого представления об etheгnet-технологиях, зато способными протянуть любой кабель по любой крыше и в любую погоду. Утрирую конечно, но господа «эникейщики», если вам мало платят и хочется приключений а заодно и опыта поднабраться – идите в сетестроители, там сейчас специалисты нужны. Ну а кроме этого нужны администраторы, менеджеры, специалисты по общению с муниципальными властями (специальность редкая, а потому весьма и весьма почетная). Если год назад персонал местного мини-провайдера насчитывал 2-5 человек, включая бухгалтера и директора, то сейчас 15 человек – не предел. В дальнейшем, видимо с ростом сетей тенденция к увеличению количества персонала в них сохранится.

Что касается технологий, использумых в ДС, то тут наблюдается здоровый консерватизм, что вполне обьяснимо. Витая пара либо ее милитаризованый заменитель – П-296, свичи, потихоньку заменяющие хабы, оптоволокно, потихоньку сменяющее витуху на магистральных участках сети – вот типичный пример разводки кабеля по району. Диапазон 2.4 ГГц, разрешенный во всех цивилизованных странах для свободного использования, а у нас запрещенный, тем не менее свободно используется и, надо отметить что «пустого места» в нем почти не осталось. Радиообстановка ухудшается чуть ли не с каждым месяцем, что например привело к тому, что вместо 24 Дб антенн , сетевики стали использовать 30-децибельные устройства, да и это часто не помогает. Желание эксперементировать с новыми технологиями, такими как HPNA или ethenet по силовой проводке пропадает довольно быстро, после того как «устройство по непонятным причинам виснет раз в день». Надежность превыше всего, пусть даже в ущерб практичности. 10 мегабитное оборудование, отживающее свой век на западе, в наших «полевых» условиях работает гораздо надежнее нежели чем «сотка» и, видимо, будет пользоваться спросом еще достаточно долгое время. Кстати по этой же причине свичи так же не торопятся вытеснять хабы : свич, как более умное устройство, начиненное микропроцессором и памятью более склонен к зависанию нежели чем «тупой» хаб. Впрочем, последние модели устройств лишены этого недостатка.

Немного о ценах на услуги домашних сетей. С снижением цен на трафик у первичных операторов связи, такая же (хотя и гораздо более завуалированная) картина наблюдалась и с ценами для конечных клиентов- если год назад можно было встретить и 20 и даже 30 центов за мегабайт , то сейчас таких цен практически нет. Средняя стоимость трафика опустилась до 10-12 центов за мегабайт, а в некоторых случаях и до 8. Однако стоимость подключения и абонентская плата снижатся не хотят, и это понятно – это хлеб, на которых живут и развиваются домашние сети. Поскольку с ростом клиентской базы накладные расходы только растут (о них я уже писал выше), и пока конкуренция между сетями еще не приняла вид «битвы за клиента» то видимо и в дальнейшем, ожидать снижения затрат на «сетап» не стоит. Приятные исключения – рекламные акции сетей, которые переодически всплывают в тех или иных, обычно густонаселенных районах.

Подводя небольшой итог, то 2002 год, как и предшествующий ему 2001 следует считать периодом окончательного становления и укрепления рынка домашних подключений в Москве (в регионах этот процесс только начинается). Те сети, где сложился удачный коллектив из менеджеров, администраторов и монтажников, нашедших общий язык с руководством, просто обречены были на успешное и динамичное развитие. Растущая клиентская база гарантирует финансовую стабильность и независимость таких ethernet-операторов, и как следствие, доверие клиентов, для которых важен риск как не потерять свои деньги подключившись к сети, так и не остатся без интернета именно в тот момент когда он больше всего нужен.

Удачного 2003 года всем, счастья и успехов в работе!

(c) enot

Просмотров новости: 68  <, , , >


-->