Деноминация Интернета
10.05.2004 | khomya

9 февраля 2004 года для всех, кто имеет отношение к домашним сетям можно считать «черным понедельником». Удар ниже пояса по бизнесу сетестроителей пришелся оттуда, откуда никто не мог его ожидать. Ни от пресловутого Госсвязьнадзора, со своими проверками, ни мэрия Москвы с «электронной Москвой», ни от Минсвязи со своими чиновниками, сертификатами, проектами и разрешениями. Даже от нашей доблестной милиции от теракта к теракту опечатывающей чердаки и подвалы, не ожидали такого подвоха.

На этот раз в роли деструктора выступил давний друг и соратник домашнего сетестроения, а именно «точка.ру», запустившая свой новый проект по ADSL-доступу «Стрим». Собственно, если посмотреть глазами аналитика, знакомого с ситуацией не только в нашей стране, а во всем цивилизованном мире в целом – ничего странного не произошло. В любой развитой стране, любой желающий может получить тот же самый ADSL доступ в интернет даже за меньшие деньги чем предлагает «Стрим». Более того, лишь в редких случаях ему придется платить за трафик, а не за сам факт наличия канала в интернет с неограниченным доступом. Конечно, говоря о развитых странах нельзя их сравнивать с Россией в целом. С Россией – да , но никак не Москвой. Уровень жизни и доходы населения в столице давно вышли на среднеевропейский уровень, породив, как следствие, массовый спрос на информационные услуги, так необходимые цивилизованному человеку.

Что в свою очередь и явилось причиной столь бурного развития домашних сетей, не имеющих аналогов нигде в мире. Посудите сами – с 1999 года, абонентская база ДС Москвы выросла более чем в 30 (!) раз. Другим фактором, стимулировавшим развитие ДС являлась фактическая безальтернативность выбора вариантов доступа в сеть. Исключив из рассмотрения модем, пользователь мог выбирать лишь между домашней сетью, и … другой домашней сетью, если она была. Все остальные варианты были дороже и неудобнее в разы. Это и позволяло сетям развиваться с гигантской скоростью, и, получая сверхприбыли реинвестировать их в развитие. Абоненты тоже были довольны – интернет у них дома был «как на работе, тока дешевле » а большего и желать нельзя было. Единицей измерения трафика были десятки мегабайты («средний юзер выкачивает сто-двести мегабайт в месяц») стоимость десятка мегабайт была на уровне доллара. С ростом доходов населения средний платеж за трафик сравнялся с коммунальными платежами и перестал играть заметную роль в расходах среднестатистической семьи.

С запуском «Стрима» ситуация поменялась. Нас уже не заставляют считать мегабайты (копаясь в кошельке, чтобы было «без сдачи»). Теперь «точкой.ру» введена новая единица измерения трафика – ГИГАБАЙТ (одна тысяча мегабайт, кто не в курсе). И стоит, кстати, совсем недорого, относительно равновесной же кучки мегабайт купленной в домашней сети. Вот такая вот простая эволюция, еще раз повторюсь – все как в цивилизованном государстве. Учите своих секретарш не считать на калькуляторе, прежде чем ответить на вопрос «Сколько у вас стоит ГИГАБАЙТ трафика?».

С позиции пользователя можно только порадоваться тому, что происходит. На рынке домашних подключений возник-таки, наконец, сильный игрок, способный создать достойную конкуренцию сетям как таковым. Домашним же сетям, до сих пор, увлекавшихся междоусобными войнами за центы («у вас трафик по 10 центов – а у нас – по 9!») теперь будет хороший повод заняться битвой за клиента. Кстати о клиентах.

Условно говоря, всех пользователей можно разделить на три категории – активных, нейтральных и пассивных.

Первых отличает высокое потребление трафика, и соответственно готовность за него платить. Как не прискорбно, но домашним сетям на этом самое тяжелое поле для сражения. Даже если сделать тарифы адекватными ADSL- конкуренту, то надежность, как правило, адекватной не сделаешь. Не та технология. И никакими «бесплатными» услугами таких клиентов уже не заманишь, разве что их детей, но никто опять же не мешает им подключившить, к ADSL оставаться клиентами домашней сети.

Вторые, условно говоря «середняки» – вот за кого стоит побороться домашним сетям. По правде говоря «Точка.Ру» сама того не ведая, подняв планку измерения трафика, преподнесла сетевикам неплохую бизнес-идею. В самом деле, если раньше домашние сети просто стеснялись продавать трафик гигабайтами, то теперь их что называется «жизнь заставит». Хочешь – не хочешь, продавай по рыночным ценам – «за гигабайт». И здесь ДС может ожидать приятный сюрприз. Несмотря на неминуемое снижение стоимости трафика, его «округление» до единиц гигабайт не приведет к сколь либо заметному снижению среднестатистического ежемесячного платежа. И как следствие обороты многих сетей (где бизнес-процесс построен правильно, оптимально) не упадут, а может, даже и вырастут. Естественно те, кто сводил концы с концами, окажутся не в лучшем положении, и им придется кое о чем задуматься.

Ну и последняя условная категория наших пользователей, – это те граждане, кто потребляет немного трафика. Сетью, а равно и интернетом они пользуются от случая к случаю и вряд ли устремят свои взоры в «точку» если даже поймут что это такое. Им ближе своя, «родная» сеть, куда можно прийти и заплатив 100-200 рублей пожаловаться на жизнь, и где пожалуются на жизнь им. В безликом же «Стриме» на столь душевное отношение им рассчитывать вряд ли придется. Да и «халявы» в домашних сетях несравнимо больше. Что ни говори, а в области обслуживания неплатежеспособных слоев населения домашние сети еще долго будут вне конкуренции.

Ну а в целом же рынок домашних ethernet сетей ожидает заметная корректировка вниз, и, прежде всего в темпах новых подключений и роста потребляемого трафика. Это, несомненно, вызовет массу слияний, поглощений и преобразований. Хотя сильным операторам боятся, повторюсь нечего, при грамотном менеджменте конечно – среднестатистический платеж пользователей за ДС находится в районе $20-25/мес и, крупные сети легко снабдят пользователя трафиком «на эти деньги» лишь бы он не ушел к конкурентам.

Одна из проблем домашних сетей,- это отсутствие какой либо маркетинговой рекламной политики при массе технических возможностей. Исторически сложилось так, что создатели ДС – это выходцы из технических специальностей – прокладчики, монтажники, администраторы. За редким исключением среди них встречаются грамотные менеджеры и тем более маркетологи. В результате усилиями технических специалистов сети набирают сотни и тысячи клиентов, а что с ними делать – никто толком не знает. Специалистов соответствующего профиля нет, и продавать и продвигать услуги некому. В результате маркетинговая политика такой компании представляет собой либо неоправданный демпинг, либо систему неудобных тарифных планов, в которых пользователи часто путаются, испытывая трудности и с оплатой интернета и с недополучением трафика. Фирма же несет убытки, о которых никто не догадывается.

Даже относительно «точки.ру» существует масса заблуждений, множество из которых можно услышать в форумах. Например, якобы вынужденная смена бренда. Вообще, как и с фонетической, так и с логической точки зрения «точка.ру» – далеко не самая удачная находка в области нэйминга. Для специалистов в области телекоммуникаций это, несомненно, ассоциируется с «дот-комами», что хоть и натянуто, но понятно. Для остальных – не более чем со знаком препинания, или с персонажем детской сказки. А вот «Стрим» – другое дело, никаких нездоровых ассоциаций не вызывает. Заодно, сменив вывеску, действительно дистанцировались от бренда, позиционировавшего свои услуги в основном для юридических лиц, и, кстати, для домашних же сетей в качестве магистрального оператора.

Что касается маркетинговой политики – то тут, во-первых, следует понимать, что указанная стоимость подключения на данный момент – не более чем барьер от лавинообразного наплыва клиентов. К примеру, ADSL модем уже сейчас можно купить за $35, а не за $100 как предлагают на сайте «Стрима» – общая стоимость подключения будет ниже, далее она может теоретически снизится практически до нуля – вспомните, сколько стоит контракт «Би-плюса».

А цена ежемесячного платежа намеренно выбрана чуть выше среднего по тем же самым причинам: во-первых, чтобы не было очередей на подключение первое время (а они, кстати, уже немаленькие) и чтобы клиенты, платящие в домашних сетях $20-25 ежемесячно, и недовольные качеством услуг «подтянулись» до уровня в $30 заплатив их в «Точку». Думать же, что клиент будет давиться из-за экономии двух-пяти в ущерб качеству услуги – по меньшей мере, наивно. Однако эта идея, тем не менее, крепко сидит в умах некоторых сетестроителей.

Безусловно – у домашних сетей есть масса таких конкурентных преимуществ, которые ADSL оператору никогда и не снились. Но их еще надо реализовать. Пора сверх прибылей прошла, настало время считать гигабайты.

(c) enot

Просмотров новости: 53  <, , , , >


-->