Под зад, в будущее
06.09.2004 | khomya

На правах критики

Знаете, технический прогресс не стоит на месте, и не смотря на то, что материальные блага все дорожают и дорожают (нефть например) – нематериальные напротив, становятся все доступнее. Так произошло с ценами на носители информации, с сотовой связью и голосовым трафиком. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать то же самое для услуг доступа в интернет. К тому же все предпосылки для этого налицо: c недавних пор услуга для «обеспеченных и продвинутых», стала доступной для всех желающих, имеющих дома компьютер. Немалую, а возможно и основную роль в этом сыграли домашние сети, морально подготовив к этому пользователя, приучив его к удобствам выделенного канала и кропотливо разъяснив массам такие понятия как «IP-адрес», «трафик» и «выделенный канал».

Однако «вырастив» и «воспитав» потребителя, необходимо быть готовым к тому, что его запросы будут расти, и зачастую превосходить ваши возможности, и вам придется вечно «бежать впереди паровоза», чтобы сохранить клиента. Посмотрите, как изворачиваются производители мобильных телефонов, чтобы удержать свою долю на рынке! Зачем спрашивается? Зачем эти новые тарифы, которые сотовые операторы вводят каждый месяц? А новые процессоры, за поколениями которых следить уже не успеваешь…

А затем, что все потребители, как и производители высокотехнологичных товаров и услуг оказались заложниками того самого технического прогресса. Остановился, не предложил новый продукт, не сбросил цену хотя бы символически – все, конкурент тебя обошел на повороте, ты в аутсайдерах. Этот закон рынка в общем то тоже не является не секретом ни для кого, хоть немного интересующимся ситуацией в отрасли телекоммуникаций. Потребитель уже приучен к тому что за прогрессом надо следить.

Вернемся, однако, к нашим баранам, извините, домашним сетям. Начав свою деятельность в 1996 году, и резко активизировавшись в 1999-2000 годах, они начали массированную атаку на жилищный фонд столицы, увеличив с тех пор абонентскую базу в сотни раз. При этом упор делался на преимущества технологий ethernet перед dialup, первая была в заведомом выигрыше, и потребителю ничего не оставалось, как сдаваться на милость сетевиков, лишь бы вылезти из модемного бремени. Так произошел первый качественный скачок в сознании потребителя – выделенный канал.

Конкуренция среди домашних сетей, которая теоретически могла бы вывести услугу на качественно новый уровень, если и была, но в основном местечкового значения, в плоскости «ты залез на мой район» и как правило не приводила ни к чему: о ценах и сферах влияния либо договаривались либо продолжали вялотекущие холодные войны, лоббируя свои интересы у местных властей – спрос заметно превышал предложение, поэтому было просто не до подавления конкурентов. Казалось бы, чего проще – тяни «витуху» да считай продаваемый трафик, сеть растет, жизнь удалась.

Так и прошли четыре года. Наступившая эйфория оказалась на самом деле застоем. Да, сети развивались, абонентская база росла, но предложить клиенту ничего принципиально нового не могли, ни в технологическом плане, ни в плане предлагаемых услуг, ни их стоимости- все тот же трафик, помегабайтно, 10-20 центов за мегабайт. Даже неоспоримое (и широко рекламируемое) преимущество ДС – бесплатный внутренний трафик сети, оказалось в заложниках «коммерческого» трафика – при малейших помехах ему он безжалостно зарезался. Более того, развитие внутренних ресурсов стало делом рук самих «утопающих» – максимум, на что шло руководство ДС – предоставление в свободное пользование более-менее мощного сервера под «игры и файловую помойку». Централизовано развитием сервисов и дополнительных услуг внутри сети развивались лишь единицы из сотен сетей, работающих в Москве.

В феврале 2004 года, когда рынок ethernet-подключений получил первый удар со стороны «Стрима» предложившему конечному пользователю трафик по цене в 2-3 раза меньшей чем в средней домашней сети. Чем ответили сети? А фактически ничем. Сбросили цену на подключение и трафик до уровня «Стрима» и все. Больше никаких весомых аргументов у операторов «бесплатных внутрисетевых ресурсов» и «оптоволоконных каналов в каждый дом» не нашлось. Неужели 100-мегабитные абонентские окончания не дают преимуществ перед остальными видами подключений?

Хор местных аналитиков предрекавших бум ADSL-технологии и опыт западных стран, где она получила широчайшее распространение, похоже, прошли мимо ушей самих владельцев ДС. А куда тогда смотрели ассоциации этих самых домашних сетей? Неужели на совместных «чаепитиях» не поднималась тема противостояния технологий и как следствие превентивных шагов, дабы удержать за собой рынок домашних подключений ? И какие были сделаны выводы, где хоть один пресс-релиз с прогнозами? Даже по результатам голосования на этом сайте большинство предрекало введение безлимитных тарифов, однако лишь единицы наиболее дальновидных менеджеров удосужились ввести их заранее, до конкурентов.

Итак, будущее уже наступило. Вложены миллионы долларов. Протянуты сотни километров оптоволокна, тысячи абонентских окончаний. Трафик уже не меряется мегабайтами, и даже гигабайтами. Теперь он меряется килобайтами в секунду и емкостью ваших винчестеров – качай, сколько влезет. Внутрисетевой трафик уже не имеет преимуществ перед внешним, – и тот и другой бесплатен, зато первый имеет существенный недостаток – ассортимент не тот. Вы уже не потратите на услуги своего провайдера более 20$ ежемесячно, сколько бы вы не протирали штаны перед монитором. А что такое двадцать долларов для Москвы?…

У меня только один вопрос к строителям домашних сетей. Почему будущее наступило не там, где его следовало ожидать? 

И напоследок. Почему я не критикую «Стрим» ? Ну во первых потому что я им не пользуюсь и ничего плохого или хорошего об ADSL доступе как таковом сказать не могу. Во вторых » Стрим», как провайдер для массового доступа – еще достаточно молод, и критиковать его за возможные детские болезни пожалуй рано. Вспомните когда вы начинали, наверняка дров наломали не меньше чем новоиспеченные менеджеры из Точки.Ру. Ну и гапоследок – с момента появления стрима на рынке- он стал основным поставщиком позитивных новостей для пользователей: за год своего существования «Стрим» умудрился уронить цену на трафик чуть ли не на порядок. Конечно, это может не совсем верно с позиции маркетинга, но с другой стороны что оставалось делать? Редкий дом в москве не подключен к домашней сети…..

(c) enot

Просмотров новости: 26  <, , , , >


-->